(Та. Эс.)
Вот — знамения Книги ясной, в Коране их дано прочесть.
Для тех, кто верит — руководство они и радостная весть.
Кто верит — молится, приносит смиренно милостыни дар,
В последней жизни он провидит ее награду и удар.
Кто в жизнь последнюю не верит — для этих в их земные дни
Мы их дела позолотили, и слепо странствуют они.
Таких дождется злая мука, она неведома им тут.
Они убыток наибольший в последней жизни понесут
Ты получаешь Божье Слово, оно — сияющий Коран.
Тебе Всезнающим и Мудрым для увещания он дан.
«Я вижу пламя. Весть оттуда вам принесу, — семье своей
Проговорил избранник Бога, Его посланец Моисей, —
А то — горящее полено доставлю вам, а с ним тепло».
Но, подойдя к огню, услышал, как из пространства изошло:
«Благословен огнем согретый и тот, кто около него.
Хвала Творцу миров, да всюду превознесется мощь Его!
Тебе Я — Бог, великий, мудрый, на все простерта власть Моя.
Ты палку брось!» Но павший посох стал извиваться, как змея,
И Моисей, гонимый страхом, не обернувшись, побежал.
«О человек, Моих посланцев испуг еще не поражал!
Кто совершит несправедливость, но добрым станет после зла,
Того прощу — святая милость всегда в Создателе жила!
Вложи за пазуху десницу — возникнет белою она,
И девять знамений получит из длани грешная страна».
Увидя Наши откровенья, народ и властный фараон
Сказали: «Ложь!» Ни тот, ни этот небесным Словом не смущен.
Их души истину признали, но в каждом жил упрямый лжец.
Они отвергли — посмотри же, каков порочащим конец!
Мы Соломону и Давиду послали знание. Они
Сказали: «Господу — хваленье: пред нами многие — в тени!»
Давиду бренному наследник, однажды молвил Соломон:
«Мы птиц язык теперь узнали, отныне нам понятен он.
Все нам даровано, внимайте! Вот — превосходство без границ!»
И потекли к владыке рати людей и гениев, и птиц.
Их разделили на отряды. Они дошли до муравьев,
Что жили в некоей долине, и тут раздался тихий зов.
«О, муравьи, скорей по норам! — сказал в испуге муравей. —
Иначе вас растопчет войско пятой незрячею своей!»
И услыхал такое слово, и улыбнулся Соломон.
«Творец, внуши мне благодарность за то добро, — промолвил он,
Что ниспослал Ты мне, а прежде моим родителям явил.
Да буду я из тех, кто благо, Тебе угодное, творил.
В семью рабов Твоих пречистых меня по милости введи!»
И много дел для испытанья ему явилось впереди.
Пересмотрел он птиц в отряде и вопросил: «А где удод?
Непослушанием ли дерзким он привечает наш поход?
Я накажу его сурово, высокомерного убью,
Или верховной власти силу строптивец явит мне свою».
Немного дней нетерпеливый срок ожиданья обнимал.
Удод слетел, и слову птицы могучий царь, дивясь, внимал:
«Я знаю то, чего не знаешь ты, Соломон. Сказать хочу,
Что от полуденного царства Сабы с известием лечу.
Там правит некая царица и у нее великий трон.
Ей все даровано, струится в покоях блеск со всех сторон.
С народом вместе служит солнцу, не Богу молится она.
Им разукрасил их деянья творящий козни сатана.
Он сбил с пути — да бродят слепо и да бредут они во зле,
Не преклоняясь перед Богом, Кто в небесах и на земле
Наружу скрытое выводит — и ваши тайны знает Он!
Нет божества помимо Бога, подвластен Богу вышний трон!»
И Соломон сказал: «Посмотрим, принес ты правду или лжешь.
Мое письмо царице этой в надежном клюве отнесешь,
И отвернешься, и послушай, что говорят они про нас».
«О, знать, — промолвила царица, — письмо мне сброшено сейчас.
Строка к строке, рукою царской посланье строил Соломон
Во имя Бога — милосерден и славен милостию Он.
«Передо Мной да не гордитесь, предайте дух и тело Мне»».
Она сказала — и вельможи склонились к царственной жене:
«За вами, знать, решенье дела, мне не решить его одной.
Все разрешится справедливо, когда вы будете со мной».
«Могучи мы, — ответил каждый, — и побеждали мы не раз,
Но у тебя вершина власти — гляди ж теперь на свой приказ».
Венец носящая сказала: «Входя в селения, цари
Приносят гибель, унижая тех, кто ума богатыри.
Пошлю я дар, потом увижу, с чем возвратятся к нам послы».
Но Соломон дарам царицы не распростер своей хвалы.
Он говорил — в глазах бежала, сверкала сумрачная ночь:
«Ужели золота сияньем вы мне сумеете помочь?
Что даровал мне Бог — прекрасней всего дарованного вам.
Невольникам утех ничтожных теперь по-своему воздам.
Вернись, их дар, к тебя пославшим, а мы пошлем за ратью рать,
Покорных золоту унизим, им против нас не устоять».
«До той поры, когда склонятся они, — промолвил Соломон, —
Какой из вас, моих придворных, доставит мне царицын трон?»
Ифрит, из гениев, ответил: «Сей от меня получишь трон,
Подняться с места не успевши — ведь я надежен и силен».
Но некий муж, познавший Книгу, сказал, вступая в разговор:
«Трон я сюда доставлю раньше, чем твой к тебе вернется взор
Когда увидел пред собою престол царицы Соломон —
«Ко мне сошла Господня милость, — проговорил в смущеньи он,
Чтоб испытать — я благодарен или я быть неверным смог?
Благодаришь — себя спасаешь, молчишь — великодушен Бог».
«Трон для царицы измените, — велел, — и поглядим потом:
Она отыщет ли спасенье, иль не пойдет прямым путем».
Когда царица появилась, ее спросили: «Твой ли трон?»
Она ответила, вглядевшись: «Я полагаю, это он.
Нам было знание открыто и мы покорные теперь».
Отвел от Бога идол эту народа суетную дщерь!
Ей — «Во дворец войди!» — сказали. Раскрывши любопытный взор,
Она подумала, что воды пред ней раздвинули простор
И обнажила ноги. — «Сухо! — царице молвил Соломон, —
Перед тобой дворец блестящий, из хрусталя построен он».
Она рекла: «Я обижала себя без Божиих даров.
Мы ниспослали самудянам их брата Салиха от Нас:
«Молитесь Богу!» Две общины там враждовали в этот час.
Народ! Услышав это слово, не говори: «Оно старо!» —
Сказал пророк. — Зачем вы злое творите раньше, чем добро?
Не попросить ли вам прощенья у Властелина моего?
Быть может, к вам, в беде воззвавшим, сошла бы милость от Него!»
Они ответили: «По птице мы суд свершали о тебе,
Еще — об Этом, Кто с тобою в твоей участвует судьбе».
«Но ваша птица — тварь Господня, все Божьей волей рождено, —
Промолвил Салих, — и от Бога вам испытание дано!»
Мужей в том граде было девять, влачивших дни свои во зле,
Они бесчестие, не благо распространяли на земле.
«Один другому поклянитесь, — они сказали меж собой, —
Мы против Салиха и близких его откроем ночью бой.
Его заступнику мы скажем: «В нас голос правды не угас.
Семьи пророка мы не знаем, она погибла не при нас»».
Они влагали хитрость в лоно зловещих замыслов своих,
Они не знали — Нашу хитрость Мы замышляли против них.
Взгляни же, низкому коварству каков заслуженный конец:
Мы нечестивцев погубили, карает грешников Творец!
Жилища пали тех, кто жили несправедливостью своей.
Да, в этом знамение Божье дано для знающих людей!
Но тех, кто веровал — Мы этих богобоязненных спасли.
От Лота некогда к народу реченья гнева изошли:
«Грех очевидный неужели к себе вы станете водить?
Ужель к мужчинам вместо женщин со страстью будете ходить?
Безумцы!» Люди отвечали: «Ты, поселенье, изгони
Семейство Лота — пожелали остаться чистыми они!»
Спасли Мы Лота и семейство, не пощадив его жены,
А увещаемые были дождем от Нас поражены.
Скажи: «Создателю хваленье, да будет мир Его рабам!»
Кто лучше — Бог иль ваши боги, которых лик угоден вам?
Достойней — Тот ли, Кто и небо, и землю древле сотворил,
Живую воду на посевы и на сады для вас излил?
Мы блеском жизни напоили благоуханные сады,
Деревья вы растить бессильны — напрасны были бы труды.
Или достойней — тот, кто будто совместно с Богом тварей спас?
Да эти люди предлагают замену полную для Нас!
Прекрасней — Тот ли дерзновенный, Кто землю твердой сотворил,
Кто ниспослал земле потоки, в просторы им пути открыл,
Построил горы, их природу упорством камня закалил
И нерушимою преградой от моря море отделил?
Или прекрасней — рядом с Богом из ваших рук восставший бог?
Да, большинство из них не знает, им недоступен вышний слог!
Отзывчив — Тот ли, Кем смиренный от зла гнетущего спасен,
Кто утесненному ответит, когда к Творцу взывает Он,
И по Своим следам в селеньях вас устремляет всякий час?
Или отзывчив — идол? Мало вы вспоминаете о Нас!
Кто выше — Тот ли, вас ведущий во мраке суши и морей.
Кто посылает ветром радость из дланей милости Своей?
Или важней — божок? Поставлен он рядом с Господом Самим!
Превыше Бог того кумира, кого поставят рядом с Ним!
Кто лучше — Начавший творенье, возобновляющий его?
Кто из земли и с неба кормит, не забывая никого?
Или от голода под силу кумирам вашим уберечь?
Скажи: «Надежно докажите, когда у вас правдива Речь!»
Скажи: «Из тех, кто есть на небе, кто существует на земле,
Никто сокрытого не знает, живи в добре он или зле,
Один Господь — всему свидетель, живых и мертвых судит Он,
День воскрешенья и расчета от них таим во тьме времен».
О жизни будущей узнали они — там разные места, —
Но их настигло колебанье, их поразила слепота!
Те кто не верует, сказали: «Подобно тем, кто нас родил,
Когда мы сделаемся прахом — ужели выйдем из могил?
Отцам такое обещали, а нынче повторяют нам.
Все это сказки древних! Разве теперь доверимся лгунам?»
— «Вы по земле ступайте, — молви, — и да поможет вам Творец,
Вы посмотрите, не мигая, какой у грешников конец!»
И не тоскуй по душам падших, их разгляди и оцени,
Не утесняй себя, припомня, то, что задумали они.
Нетерпеливыми словами у нечестивых полон рот:
«Коль вы правдивы — то когда же все, что обещано, придет?»
«То, с чем торопите, — ответствуй, — частица вам грозящих бед
Неотвратимая, быть может, уже идет за вами вслед»
Творец — владыка и податель высокой милости Своей,
Но в большинстве неблагодарны Ему собрания людей’
Но знает Бог — что в людях скрыто и чем полна людская весть,
Что на земле таится, в небе — то в ясной Книге вечно есть.
Сынам Израиля вещает Коран в сказаниях своих
Часть наибольшую такого, в чем расхождение у них.
Для правоверных — милость Божья и руководство есть Коран.
Для всех решений между ними Господень суд покорным дан.
Господь велик и все Он знает, Ему подвластен день Суда.
Так положись на Бога — встанешь у чистой истины тогда.
Да, зов услышать не заставишь ты ни усопших, ни глухих,
Когда их лица отвернутся, и вспять пойдут стопы у них.
Не уведешь от заблужденья детей печальных слепоты.
Кто верит в знамения Наши — лишь тех внимать заставишь ты.
Они Создателю покорны. Когда же Слово к ним падет,
Из-под земли Всевышний зверя — его да видят — изведет,
Заговорит жилец подземный по-человечьи в этот час —
А убежденности не знали ведь люди в знаменьях от Нас!
Когда из каждого народа толпу неверных соберем —
Распределят их строй за строем, нахлынет мрак, ударит гром.
И спросит Бог: «Ужели ложью вы Наши знаменья сочли,
Не зная их! Или в каких же свершеньях дни у вас прошли!»
Падет на них Господне слово — и поразит их немота.
У них, вчера несправедливых, сегодня скованы уста.
Ужель не видели такие: Мы сотворили мрак ночной
Для их покоя, для прохлады под звездным небом и луной,
А день — как светоч Нами создан, он источает горний свет.
Для правоверных в этом — знаки Творца миров, сомненья нет.
Когда труба свой зов исторгнет — распространится всюду страх,
И ужаснутся те, кто сущи и на земле и в небесах,
Придут униженные к Богу с тяжелой ношею вины.
Одни избранники Господни от страха будут спасены.
Ты думал: горы неподвижны. Увидишь — вот они идут,
Как облака, по воле Божьей, плывут по небу там и тут.
Все с несравненным совершенством Творец миров исполнить смог
И обо всем, что вы творите, что совершите — знает Бог.
Кто совершит благое дело, тому — хорошее вдвойне.
Свободны добрые от страха томиться с грешными в огне.
А кто творит худое дело — сгорать в аду ему дотла.
Не воздается ли вам только за сотворенные дела?
«Мне повеленье — поклоняться Владыке города сего.
Запретным стало это место по Слову Бога моего.
Все, что ни есть — подвластно Богу, всему закон от Бога дан.
Мне повеленье — быть покорным и мне указ — читать Коран».
Идет себе на пользу каждый, кто не пошел дорогой лжи.
«Я только увещаю», — мирно ты заблудившимся скажи.
Еще скажи: «Вам явит знаки Свои Господь — Ему хвала!
Творец вниманье обращает на ваши разные дела!»
Хвала Творцу, Который вечен и над мирами воссиял,
Который истинную Книгу рабу Господнему послал,
Чтобы Своей великой мощью тех, кто грешит, предостеречь
И обратить к творящим благо их ободряющую речь:
Ведь им, кто верует — награда, она дается им навек.
И эта Книга — устрашенье сказавшим: «Словно человек,
Создатель взял себе ребенка». Их чаша знания пуста!
Сказали громкое, однако ложь источают их уста.
Ты в скорби, может быть, желаешь на их следах себя убить,
Как только видишь: их Рассказом не удается убедить.
Земле Мы дали украшеньем то, что устроили на ней,
Чтоб испытать людей: так чье же деянье благостью сильней?
И на земле покров зеленый Мы превращаем в серый прах.
Перед могуществом Господним да понесете в душах страх!
В пещере жившие, в Ракиме, кто кров имел в былые дни, —
Ты полагаешь, были чудом средь Наших знамений они!
Укрылись юноши в пещере, сказали: «Господи миров!
Соделай правым наше дело, будь милосерд, а не суров».
Просящих уши Мы закрыли в пещере той на много лет.
Потом уснувших пробудили, чтоб от людей узнать ответ —
Из двух общин, какая лучше сочла бы эти годы сна?
Мы вам о спавших весть расскажем, содружна с истиной она.
Они уверовали в Бога, Мы им продлили путь прямой.
Сердца Мы юношам крепили, когда за каменной стеной
Пещеры вставши, обратились они с молитвой и рекли:
«Для нас Господь — Владыка трона, Создатель неба и земли!
Не призовем помимо Бога мы никакого божества.
Ведь если звать — уста исторгнут несправедливые слова!»
Несправедливы Наши люди — себе богов сумели взять!
Но против них на ясный довод они ль не смогут указать?
Кто ложь на Господа придумал, себя в лгуны определив —
Такого больше кто преступен, кто более несправедлив?
Когда отпали вы от этих, от ими избранных богов,
Уединенье возлюбите, вас приютит пещерный кров.
Бог милосерден к вам: Он милость распространит Свою на вас
И делу вашему поддержку Он, Помогающий, припас.
К пещере юношей раздумье ты устреми опять свое.
Увидишь — солнце на восходе клонилось вправо от нее,
А заходя — текло налево, и был у отроков простор.
Из горних знамений — такое Господь над смертными простер.
Кого ведет Создатель — прямо такой идет своим путем,
Кого сбивает — не отыщешь руководителя при нем.
Ты мыслишь: бодрствуют в пещере ее жильцы. Да нет же — спят!
Их поворачивают руки Творца миров, куда хотят.
Простерла их собака лапы, свисают лапы за порог.
Узнавши их, ты б ужаснулся, бежал, остаться бы не смог.
Мы воскресили этих юных — да побеседуют они!
Один спросил: «Во сне вы были недолго, многие ли дни?»
«Единый день, — ответ раздался, — иль изо дня мы были часть».
Сказали им: «Бог лучше знает, у Бога — знание и власть.
Один из вас при ваших деньгах да направляет в город путь.
Он самым чистым пропитаньем те деньги сможет вам вернуть.
Но пусть он будет осторожен, о вас не скажет никому:
Коль обнаружат — между вами не сдобровать ни одному —
Враги камнями забросают, в чужую веру обратят,
И плащ несчастья вас оденет от головы до самых пят».
Мы дали весть о них — да знают из нечестивых сей и тот,
Что обещанье Божье — правда, и несомненно Час грядет!
Они заспорили: «Постройте, — рекли, — над юношами дом.
Их Бог про них наслышан больше, известно каждому о том».
Но те, кто в споре победили, сказали недругам своим:
«Святое место поклоненья над кровом не соорудим!»
Гадают грешные о скрытом, ища ответа на вопрос.
Один промолвит: «В той пещере их было трое, с ними — пес».
Другие скажут: «Нет, в пещере их было пять, а пес — шестой».
«Их — семь, а пес — восьмой», — оспорят они с наивной простотой
Скажи: «Мой Бог велик и славен, Он лучше знает их число.
О том, в пещере было сколько, к немногим знание сошло».
Ты с тем, кто в Господа не верит, веди открытый чистый спор
И с ним о жителях пещеры тебе не нужен разговор.
Ты никогда не молви: «Завтра я это дело сотворю».
Когда медленье неугодно творений вечному Царю,
Забыв о чем-то, постарайся Господне имя помянуть,
Скажи: «Быть может, мой Создатель мне выйти даст на верный путь»
Они в пещере оставались под сводом триста девять лет.
Скажи: «О сроке пребыванья известен Господу ответ».
Собранье тайн земли и неба в чертогах он хранит
Своих, Острее всех Он тайны слышит и зорче всех Он видит их.
Создатель — Царь Своим твореньям, земле, пространствам, небесам
Не нужен им другой пособник, Творец дела решает Сам
Тебе открытое читая из Книги Бога твоего,
Внимай Божественному слову, не изменить вовек его.
Другой защиты не отыщешь. Терпи душой, иди к тому,
Кто на восходе и закате взывает к Богу своему.
К Его стремятся лику эти, чей зов пред Ним смиренно тих.
Гляди на робких и склоненных, не отвращай очей от них
К утехам жизни мимолетной. И тех отвергни, в чьи сердца
Мы равнодушие вложили к упоминанию Творца.
Не повинуйся им — отпали они от блага добрых дел
И, за своей преступной страстью ступая, вышли за предел.
«От Бога — истина, — промолви, — от вашего и моего:
Кто хочет — верует; не хочет — пускай не верует в Него».
Но для лихих, несправедливых Мы приготовили огонь.
Он как намёт, обнимет грешных, его сомнением не тронь.
А кто о помощи попросит — водою будет он полит,
Как медь расплавленная, влага лицо злодея опалит.
Куда как скверно угощенье — питье тела, сгорая, пьют!
Сколь неудобное жилище — в неспящем пламени приют!
У тех, кто веровал и благо творил для собственных отрад,
Мы не отнимем воздаянья, Мы не погубим их наград.
Безгрешным вечная обитель — благоуханные сады,
Струят прохладные потоки там свежесть горную воды,
Земля под праведными дремлет, она тепла, не горяча,
На них запястья золотые, на них зеленая парча
И возлежат они на ложах, все, что хотят, едят и пьют,
Великолепна их награда, прекрасен радостный приют!
Тебе внимающим, посланец, ты расскажи про двух людей.
Для одного Мы возрастили высокой милостью Своей
Два сада. Все там было рядом, с чем человеку жизнь легка:
И виноградники, и пальмы, меж них посевы и река.
Мы ничего не погубили, плодоносили те сады,
Благоухающим потоком стекались в житницу плоды.
И человек сказал другому, свою гордыню возлюбя:
«Мои помощники получше, и побогаче я тебя».
Вошел он в сад, себя обидев, но не томилась мукой грудь.
Сказал: «Не думаю, что это утрачу я когда-нибудь.
Что Час настанет — не уверен. Но, если к Богу я приду,
То, возвратясь к Нему, я лучший, чем этот, сад себе найду».
«Ужель не веруешь, — товарищ ему на то проговорил, —
В Него, Создателя, Который тебя из праха сотворил,
Затем из капли, и Которым в тебе построен человек?
Нет, Он — мне Бог; Ему не знаю я сотоварища вовек!
О, если б ты, в свой сад вступая, сказал: «Когда захочет Бог!
Нет мощи, кроме как у Бога, никто другой бы не помог!»
Когда ты видишь: я беднее тебя достатком и детьми,
То, может быть — и это слово ты в рассуждение прими, —
Господь подарит мне богатство получше сада твоего,
И гром небесный наказаньем падет на ниву от Него,
И станет сад неверным прахом, исчезнет в пропасти вода,
Ты из нее хотя бы струйку не обнаружишь никогда».
Сошла к плодам лихая гибель, ушло богатство гордеца.
Ломал он руки, разоренный, вопил он, жалкий, без конца:
О, если б я помимо Бога не поклонялся никому!»
Один Создатель всемогущий помочь способен был ему.
Все покровительство — у Бога, Он милосердию открыт
И все последствия смиренья Господь блаженными творит.
Им расскажи о здешней жизни. Мы с неба воду низвели,
Земная жизнь — как эта влага: с водой растения земли
Смешались — вот уже не листья, а солнцем высушенный сор!
Его развеивают ветры, и пыль уносится в простор.
Господь велик! Ему покорны глубины вод и выси гор,
Он надо всем и надо всеми Свое могущество простер.
Земную жизнь богатство красит, ей украшение — сыны.
Но благородные деянья для вечной жизни рождены,
Они у Господа в почете, за них Он от Своих щедрот
Внушает лучшие надежды, награду большую дает.
В тот день, когда Мы сдвинем горы, и обнажится лик земли,
Тех соберем, кому вещаешь, никто не спрячется вдали.
Им — к твоему явиться Богу, за рядом ряд к Нему гоним.
Он сотворил вас изначально, теперь вы встали перед Ним.
А вы когда-то уверяли всех собеседников: от Нас
Не будет вам назначен этот неотвратимый грозный час!
Легла, раскрыв страницы, Книга — свидетель дел, сестра времен.
Ты видишь: грешники страшатся ее таинственных письмен.
Они сказали: «Эта Книга для нашей горести дана:
Великий грех, проступок малый — все перечислила она!»
Свои дела сыскали в главах — там запись полная всего.
Создатель твой Своим расчетом не обижает никого.
Велели ангелам склониться перед Адамом древле Мы.
Они склонились. Нас не слушал один Иблис, отродье тьмы.
Он — гений, дух и бес, и демон — сошел с Господнего пути.
Отвергнув Нас, вы неужели за ним желаете пойти?
В Иблисе и его потомстве найдете вы себе врага.
Плоха замена для неверных, несправедливых, дорога!
Не брал в свидетели Я бесов, Я никого не звал из них,
Когда творил державно землю и небеса, и их самих.
С пути сбивающих, лукавых к Себе на помощь не зову!
Когда труба низринет возглас на камни, воды и траву,
В тот Судный день Создатель скажет: «Днесь возвышаю голос Мой:
Сюда ведите их, которых вы рядом ставили со Мной».
Их позовут — но не ответят живым их мертвые божки,
Тогда падет на грешных гибель от Нашей царственной руки.
Увидя пламя, каждый грешник помыслит: путь ему — туда,
И не узнают избавленья они от пламени тогда.
Сказаньям разным дали место в Коране Мы до этих пор,
Ведь на земле всему другому предпочитают люди спор!
Ничто им не мешало верить, когда Водительство сошло,
Просить у Господа прощенья за ими сделанное зло —
Вот разве вспомнили обычай далеких праотцев своих
Или принять готовы муку от Наказующего их!
Посланцы Наши только с вестью и увещанием идут.
А те, неверные, смеются и спор неправедный ведут,
Чтоб уничтожить правду ложью — в нем надругательства одни.
И к Нашим знамениям глухи и увещаниям они.
О, кто неправедней такого, кто о минувшем позабыл!
Ему напомнили о Боге — он отвернулся, грешным был!
Но Мы сердца у них закрыли — да не поймут они того,
Им глухоту вложили в уши — да не услышат ничего!
Коль призовешь ты этих грешных к прямому Божьему пути,
Не отыскать им той дороги, им исцеленья не найти.
Создатель твой прощает, много Он милосердия вобрал.
Но если б грешных за стяжанье Он несвободой покарал,
Тогда б ускорил наказанье. Но им назначен точный срок,
И нет убежища без Бога для этих всех, на ком порок.
Когда селения оделись в пороки, гневая Творца,
Мы срок назвали неотвратный для их ужасного конца.
От Моисея было слово, когда он юноше сказал:
«С неотменяемым решеньем я ныне жизнь свою связал —
Не отдохну, пройдут ли годы, свершу ли странствия быстрей,
Пока не выйду, терпеливый, к соединенью двух морей».
Когда к слиянью вод пространных дорога смелых привела,
Они забыли рыбу; в море подземным ходом та ушла.
Вот Моисей почуял голод, и вот он юноше сказал:
Неси обед! Наш путь далекий себя нелегким показал».
Ответил тот: «Забыл я рыбу, когда мы были у скалы.
Бежала в море, поглотили ее шумящие валы.
Ей было дивное спасенье, в родной простор ушла она.
Меня о ней забыть заставил враг человека — сатана».
И Моисей сказал: «Желали мы рыбу в дом ее вернуть».
И по своим следам свершили они тогда обратный путь.
Нашли раба — тому послали Мы милосердие от Нас,
Его наукою Господней обогатили в некий час.
И Моисей спросил, в ответе желая истину найти:
«Мне у тебя ли поучиться, мне за тобою ли пойти,
Чтоб сделал ты меня причастным к немногим выпавшей судьбе, —
Чтоб о прямом пути поведал то, что поведано тебе?»
«Терпеть, как я, ты не сумеешь, — был от раба ему ответ, —
И как стерпеть, когда об этом, за что страдаешь, знанья нет?»
«Когда угодно будет Богу, — сказал на это Моисей, —
Найдешь во мне терпенье, буду послушен воле я твоей».
А раб ему: «Пойдя за мною, не любопытствуй ни о чем.
Пока про что-то не напомню, меня не спрашивай о том».
Они пошли. И были в судне, и раб, сумев дыру пробить,
Сказал: «Ты судно продырявил, чтобы плывущих погубить?
То дело тяжкое!» Добавил: «Тебе не я ли говорил,
Что ты терпеть, как я, не сможешь? Не это ль я тебе открыл?»
— «Я позабыл о том, что сделал, — ему ответил Моисей, —
Не укоряй меня за это, не увеличь беды моей».
И вновь пошли они четою, и встречен отрок ими был,
И раб недрогнувшую руку взметнул и мальчика убил,
Потом сказал: «Худое дело, позор — деяние твое!
Ты душу чистую ужели без отомщенья за нее
Заставил сникнуть?» И добавил: «Тебе не я ли говорил,
Что ты терпеть, как я, не сможешь? Не это ль я тебе открыл?»-
— «Когда тебя спрошу о чем-то, — рабу ответил Моисей, —
Меня покинь. А извиненье ты от руки имел моей».
И раб Господень с Моисеем, поговорив, пошли опять.
В селеньи пищу попросили, там отказались их принять.
Стена в селеньи обветшала. Ее поправил Божий раб
И молвил: «Если пожелаешь, тебе уплата быть могла б».
Потом сказал: «И вот — расстаться теперь пора настала нам.
У нас расходятся дороги, пойдем по разным сторонам.
Услышь и помни толкованье того, что было и прошло,
Что на твое терпенье, спутник, тяжелым бременем легло.
То беднякам служило судно, у них на море много дел.
Суда захватывал правитель, испортить наше я хотел.
Отец и мать подростка — веры у них в сердцах не угасить,
Но мы боялись — им придется его грехи переносить.
Желали мы — другого сына, чтобы Господь им дал взамен,
Чтоб милосердным тот и чистым взрастал среди родимых стен.
Сироты-мальчики владели — их было двое — той стеной.
Под нею клад — об этом тайна давно открыта предо мной.
Отец был праведным. Создатель желал, чтоб дети, возмужав,
Тот клад отрыли, Милосердный их не лишил на это прав.
Чинил я стену ради Бога, не по решенью своему.
Теперь ты знаешь — то и это происходило почему».
Они спросили о Двурогом. Ответствуй, речь услышав ту:
«Я вам о нем воспоминанье, во мне живущее, прочту».
Ему могущество Мы дали, открыли все ему пути,
По одному из них он вышел, по одному пришлось идти.
Когда дошел он до заката, увидел, взор дивя стократ:
В источник мутный сходит солнце и люди около стоят.
Сказали Мы тогда: «Двурогий, ты их накажешь, истребя,
Либо же их обнимет благо от милосердного тебя».
«Несправедливых мы накажем, — ответил он, — и возвратим
К Творцу. Сурово покарает их Бог возмездием Своим.
А кто уверовал и благо творил — того мы отличим,
Тому в награду будет милость и все ему мы облегчим».
Потёк он дальше. До восхода простерся путь его, и там
Увидел он: восходит солнце и множит мощь своим лучам
Над человеческой толпою; к ней воля Господа сошла —
Не укрывала ткань от солнца их обнаженные тела.
Мы знаем всё, что показали ему и запад, и восток.
Он по дороге устремился, он по пути всё дальше тёк.
Он шел, и в некоем селенье меж двух преград пред ним возник
Народ, которому отчасти людской доступен был язык.
«Двурогий! — эти обратились. — Гог и Магог живут во зле:
Они бесчестие греховно распространяют по земле.
Быть может, подать установим тебе для нужд мы в сей же миги
Чтоб между грешными и нами ты стену прочную воздвиг?»
Ответил он: «То сердцу мило, в чем укрепил меня Творец.
Мне помогите — вашим бедам придет желаемый конец.
Несите мне куски железа!» Когда овраг наполнен был,
Велел Двурогий: «Раздувайте!» Он так тогда огонь добыл,
Потом сказал: «Его несите! Я не остывшую камедь,
Я между вами и лжецами налью расплавленную медь!»
И — на пылавшую преграду не влезть изгнанникам земли,
И — в огненной стене отверстий они проделать не могли.
Двурогий молвил: «Это милость от Бога, щедрого в дарах.
Когда ж Его свершится Слово, преобратится племя в прах.
Ведь обещание Господне — от века истинно оно».
Оставим грешных препираться — другими быть им не дано.
А завтра — будет! Голос трубный падет на землю, словно гром»
Тогда упрямых нечестивцев Мы воедино соберем,
Тогда тому геенну явим, кто был пред Нами слеп и глух,
Перед Моим напоминаньем закрыв и зрение, и слух!
Ужель неверные желали, в раздумье головы склоня,
Себе защитниками выбрать Моих рабов, а не Меня?
Грядет расплата для неверных, несправедливых жребий лих:
В геенне огненной жилище Мы приготовили для них.
Спроси: «Сказать ли вам о каждом, кто в неудачах преуспел,
Кто и убыток наибольший в своих деяньях претерпел?
Таких старанье заблудилось в земной мгновенной жизни их.
Но эти думают, что правы они в деяниях своих».
Те в ком душа бежала веры и встречи с Богом не ждала,
Творили вовсе понапрасну свои житейские дела.
Когда восстанет Воскрешенье над нечестивой головой,
Мы для таких не восстановим их грешной важности былой.
Награда грешным — пламя ада: они бежали Наших слов,
Они насмешками встречали и Наши знаки, и послов.
Но те, кто верили и благо творили — жребий их блажен:
Они навеки в райских кущах и не желают им замен.
«Когда б чернильным стало море, — скажи, — для записи Творца.
Оно бы раньше истощилось, оно б иссякло до конца,
Скорей, чем смогут истощиться слова от Бога моего,
Хотя б налить чернила в море для пополнения его».
Скажи: «Мирской не жажду славы; я — человек, подобный вам.
Открыто мне: ваш Бог — единый, Он правит сущим только Сам.
И кто надеется на встречу с великим Господом своим —
Да будет им всегда поступок, угодный Господу, творим.
Да почитает он делами Творца и Бога своего
И рядом с Вечным и Единым да не поставит никого».