Клянусь Я Горой, и к другому затем повернусь:
На свитке раскрытом начертанной Книгой клянусь,
И домом живых, и высокою кровлей клянусь,
И морем кипящим и бурным поклясться берусь:
Быть каре Господней, и нет отстранителя тут,
Когда заколеблется небо и горы пойдут!
Кто нынче в обмане винит, не имея стыда,
Им — горе грядущее в час неотвратный Суда!
Они, кто забаву находят в пустой болтовне,
Толкаемы взашей, окажутся в адском огне!
Вы ложью считали то пламя и сказкой молвы.
Оно — колдовство ли? Ужели не видите вы?
Горите же в нем! А терпеть, не терпеть — все равно:
За все совершенное вам воздаянье дано.
Кто Бога боялся — в садах, наслажденьях живут,
И Божий их дар веселит — этот райский приют.
Их Божья рука от мучений геенны спасла:
Вкушайте во здравье за ваши благие дела,
Покоясь на ложах, стоящих рядами вокруг.
Мы к вам приведем чернооких и нежных подруг.
Для праведных душ, за которыми дети пошли,
Мы сделаем так, чтобы дети их снова нашли,
Мы им не убавим из прошлых заслуг ничего.
Что в жизни стяжал человек — он заложник того.
Плодами и мясом их щедро попотчуем всех,
И движется кубок меж ними, отсутствует грех.
И юные слуги привеченных в райской сени
Обходят почтительно, словно бы жемчуг они.
У праведных толки, идут разговоры меж них:
«Мы все беспокоились раньше о семьях своих,
Но милостью Господа всяк от самума спасен.
К Нему мы взывали; поистине, милостив Он!»
Напомни же людям! Ведь Богом хранимый своим,
Не ты — прорицатель для робких, не ты одержим!
Когда же они стихотворцем тебя назовут
И скажут: судьбы для тебя изменившейся ждут,
Скажи: «Поджидайте, и мной ожидаем приход».
То сны им велят или это — заблудший народ?
Иль молвят: «Он выдумал Бога!» — лжецам не перечь:
Коль правы — да скажут подобную сказанной речь!
Творцы ли они? Из пустого ли создали их?
Земля, небеса ли построены кем-то из них?
Иль может, у них от хранилищ Господних ключи?
А может быть, правят везде их умы и мечи?
Иль тайное ухо вбирает на лестнице весть?
Пускай подтвердит, что желанье подслушивать есть.
Затем ли себя превозносите выше цены,
Что дочери будто у Бога, а ваши — сыны?
Их просишь о плате, но нет у них счета долгам?
Иль есть у них тайна и запись ее по углам?
Иль хитрости жаждут? Чего не дождешься от них!
Но хитростью новой лжецов поразили самих!
У них — божество, а не Бог? Да восславится Бог!
Того Он превыше, что ставят к нему на порог!
Промолвят, увидя, как падают клочья небес,
Родным: «Облака!» Невелик у смущения вес.
Оставь их, пока не увидят у грешных глаза
Великого срока, когда их повергнет гроза,
Когда ничего не добудут коварством своим,
Когда не отыщутся в мире помощники им.
Еще и другое возмездье обидчиков ждет.
Но большая часть их не знает, что это придет!
Мы видим тебя. Приговоры Господни терпи.
Xвалением Бога поутру себя укрепи,
В полуночь восславь, не щадя человеческих сил,
И снова хвали при закате небесных светил.
Когда исполнится Несчастье — насчет сего никто не лжет —
Когда унизит и возвысит Оно до бездны и высот,
Когда земля от страха дрогнет и превратятся горы в прах,
И вы замрете перед Нами в трех преклонившихся рядах —
То те, кто справа и кто слева стоят недвижно — кто они?
И кто предтечи, те, кто жили среди людей в былые дни?
— Предтечам, неким из потомков дано страданий избежать:
Им — на расшитых ложах рядом в садах блаженных возлежать,
Их вечно юные обносят питьем из бьющего ключа
— От влаги слабость не приходит и голова не горяча —
Из нежной сладости созревших плодов и мяса дивных птиц
Они имеют, что желают, и не стекает радость с лиц.
И те, кто робки, чернооки и чей размах ресниц велик.
Те, кто жемчужинам подобны, к мужам безгрешным клонят лик.
В раю не слышно пустословья, никто в грехе не укорит,
«Покой, покой!» — лишь этим звуком вокруг блаженство говорит.
А те, кто справа преклонились — где эта видится толпа?
— У древа на границе рая, на нем не сыщется шипа,
У плодоносного банана, у вод, в простершейся тени,
Среди плодов — неистощимы и не запретны век они.
Ликуют праведные души и на разостланных коврах,
Полны невинного веселья, они пред Богом знают страх.
Мужам угодного раздвинут на небесах блаженный круг.
Для тех, кто справа, сотворили Мы вечно девственных подруг.
О вы, предтечи и потомки, над кем Свой свет простер Творец,
Собранье первых и последних, ряды очищенных сердец!..
А те, кто скорбною толпою стоят на левой стороне —
И в кипятке им быть, и в дыме, им быть в самуме и огне.
Они когда-то жили в неге, они грешили против Нас,
Они, бывало, говорили: «Когда придет к нам смертный час
И станем прахом и костями, как под землею мертвецы —
Воскрешены ужели будем? У нас поднимутся ль отцы?»
Скажи «И первым, и последним в тот явный День указан сбор
И вы, не верившие в это, себе найдете приговор:
Питаться жадно вам отравой — плодами дерева «заккум»,
Пить кипяток, томясь от жажды, когда ничто нейдет на ум».
Вот в Судный день им угощенье! Мы сотворили вас и вас,
Так почему бы не поверить вам в это знаменье сейчас?
То, что случилось вашей плоти исторгнуть семенем из тьмы —
Видали ль это вы? Так что же — вы создаете или Мы?
Мы смерть меж вас распределяем — и Нам предшественников нет —
Вас умерщвляем, чтоб потомок, подобный вам, увидел свет,
Мы жизни вас лишаем, чтобы в грядущем вам ее вернуть.
Какими станете — к Познанью сей тайны вам неведом путь.
Однако первое созданье вы испытали на себе —
Так что бы вам не поразмыслить о вашей будущей судьбе?
Под нашей пашней вам видна ли ее живая глубина?
И вы ли сеете? Не Мы ли в нее роняем семена?
Мы превратить их можем в мусор, вы опечалитесь тогда:
«Ведь мы в долгах, и вот вдобавок другая грянула беда».
Вода, которую вы пьете среди пылающих песков —
То ваш ли дар? Не Мы ль низводим ее из тяжких облаков?
Когда Мы только пожелаем — наполним горечью ее.
Так что же вы не благодарны за ваше сладкое питье?
Видали ль вы огонь, который добыть из дерева смогли?
Вы ль это дерево взрастили — иль Мы его произвели?
Припасом странникам в пустыне от Нас то дерево дано.
Тому, кто жив и размышляет, напоминание оно.
Ты своего Творца усердно святое имя восхвали!
Не стану клясться Я местами, где звезды горние зашли,
Хоть велика такая клятва — о знать бы вам!: в сияньи дан,
Ведь это — в Книге сокровенной от Нас ниспосланный Коран.
Одни очищенные души его касаются страниц.
Господь миров отправил слово, да перед Ним склонитесь ниц.
Ужели вы пренебрежете и этой повестью для вас,
Внесете долю тем, что ложным вы назовете Судный час?
О, если б не было такого, когда взметнется и дойдет
До горла вашего огнище, и на него ваш взор падет!
Мы знаем больше вас и лучше о дне последнего Суда,
А вы не видите, слепые, что испытаете тогда.
О, если б не было!.. Но это — когда судить не станут вас,
Вернувших души Богу, если взойдет над вами правды час.
А что до праведного мужа, кто больше прочих приближен —
Сад благовоний и покоя, всю благодать получит он.
А тот, кто книгу прошлой жизни сжимает правою рукой,
От сотоварищей услышит: «Пребудь блажен, тебе покой!»
А кто блуждал и кто не верил святым словам о Судном дне.
Тому — бокал кипящей влаги и пребывание в огне.
Вот правда истинного — эта, другой и лучшей не найти.
Твой Бог велик, старайся имя Его хвалой превознести.
Один спросил о неотвратной каре
Для грешных душ в годину из годин,
О бедствии, ниспосланном в Ударе
От Бога, Кто ступеням Господин:
И ангелы, и дух чредою тесной
— Им осиял дорогу горний свет —
Восходят к Богу лестницей небесной
В день шириной в полсотни тысяч лет.
— Терпи и жди, главу склонивши низко.
Для грешных — день возмездия далек,
Но нам он виден вычерченным близко,
Тот роковой неотвратимый срок.
Вот, небо — мощь расплавленная. Сбросит
Земля вершины, те — как шерсть везде.
И друг о друге встречных не расспросит:
Одних другим покажут их в беде.
Сынами грешник хочет откупиться,
И братом, и подругою своей,
И родом, где он может приютиться,
Всех на земле он сам себе милей.
Но нет! Огонь, что мрачно засветился,
Схватив за кожу черепа его,
Зовет к себе того, кто отвратился,
Кто был рабом стяжанья своего.
Изменчивости голос не стихает,
Для колебаний создан человек:
Его коснется зло — и он вздыхает,
Коснись добро — он гордым стал навек.
Но есть и те, кто Господу желанны:
Молитва — душ очищенных приют,
Они в своих молитвах постоянны
И тем, кто просит, щедро подают.
Из них никто не будет в преисподней,
Их охраняет вера в день Суда.
Они страшатся молнии Господней,
Им Божья кара — смертная беда.
Они, о воздержаньи помня, члены
Для жен и для невольниц берегут.
Здесь нет греха и не ищи измены.
Но тот преступен, кто развратен тут.
Безгрешен тот, кто договору верен,
Свидетельствуя, не навлек вины,
И у кого молитвой путь измерен.
В садах блаженных эти почтены.
Но что ж у тех, кто верить не желают,
Что можешь ты им противостоять,
И на тебя толпою устремляют
Взор пристальный? Какими этим стать?
Из них любой не хочет ли спасенья
В саду блаженств, что радостен и тих?
Но нет! Ведь им известно, без сомненья,
То, из чего Мы сотворили их.
Клянусь Творцом закатов и восходов:
Мы можем лучших, чем они, вводить
В блаженный сад. Средь сонмов и народов
Нас никакому не опередить!
Оставь же их в забавы погружаться
До срока им обещанного Дня,
Когда в гробницах им не задержаться!
Поспешно, будто к алтарям огня,
Стремясь для заклинанья и сожженья,
Восстанет каждый, ужасом томим,
Глаза потупив, полон униженья.
То — день, который был обещан им!
Всемилосердный. Он Корану великодушно научил
И сотворил он человека, и ясной речью отличил.
Луна и солнце знают сроки; и трав с деревьями поклон,
Воздвигнув небо над землею, приемлет милостиво Он.
И Он своей державной волей установил для вас весы,
Чтоб веса вы не уменьшали в свои торговые часы.
И землю Он постлал для тварей, и возрастил на ней сады,
В пучках цветов тугие пальмы, благоуханные плоды,
И на земле хлеба и стебли душисто-пряные взошли.
Из Божиих благодеяний, какое ложным вы сочли?
Как бы горшечник, человека из глины звонкой создал Он,
Их чистой огненной стихии им каждый гений сотворен.
Они — Создателя творенья, все от Него произошли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
И два восхода, два заката под власть Создателя легли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Моря готовы были слиться — Он воды их разъединил,
Непреступимую преграду Он между ними уронил,
И волны дикие с волнами соединиться не смогли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
И крупный жемчуг, мелкий жемчуг из вод простертых изошли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Что горы, вздыбленные Богом, бегут по морю корабли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Великий Божий лик пребудет, исчезнут прочие с земли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Бог — вечно в деле; все повсюду к Нему с прошеньями пришли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Людей и гениев собранья, освободимся Мы для вас!
Какую ж милость вам от Бога сочтете ложью в этот час?
Людей и гениев собранья! Когда вы сможете пройти
За край земли, пределы неба — то продвигайтесь по пути!
Но без могущества и силы не может быть, чтоб вы прошли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Огонь и дым на вас обрушим и — вы спасенья не нашли!
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Когда, распавшись, покраснеет над вами небо и вдали,
Какое бы благодеянье от Бога ложью вы сочли?
Людей и гениев не спросят о прегрешениях тогда.
Из Божьих милостей, какую сочтете ложью в день Суда?
Узнают грешных по приметам, возьмут за ноги и хохлы.
Из Божьих милостей какую вы изберете для хулы?
«Ложь!» — говорили о геенне строптивцы грешным языком.
Теперь, дрожа, они блуждают меж ней и вечным кипятком.
И сколько, отдыха не зная, они под муками прошли!
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Кто сана Божьего страшится — Мы тем два сада отвели.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Сады с простертыми ветвями, те два для чистых расцвели.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
И два ручья в садах струятся, они текут, они текли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
С ветвей — плодов и тех, и этих две разновидности сошли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
На ложах шелковых покоясь, плоды срывают не вдали.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Людей и гениев не знавши, смущенноокие пришли —
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Как будто жемчуг, будто яхонт к блаженным ложам притекли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
За благо есть ли воздаянье помимо блага, человек?
Какое ж из благодеяний Господних ложью ты нарек?
У двух садов еще два сада для услаждения взошли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Они над праведными ветви темнозеленые сплели.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Два родника струей обильной в сады тенистые стекли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Плоды и пальмы, и гранаты — желанья ими утоли.
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
В садах — созревшие; красою кого б они не потрясли?
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
С глазами черными, как полночь, стыдливо скрытые в шатрах.
Какой же милости Господней названье «ложь» у вас в устах?
Не припадал к их телу демон, их не коснулся человек.
Так вы какой же дар от Бога зовете ложью целый век?
Но на зеленые подушки, на золотой ковер легли…
Какое ж из благодеяний Господних ложью вы сочли?
Благословенно всюду имя Творца и Бога твоего.
Сошлись навек почет и слава к подножью имени Его!
«Единственный — скажи о Боге — Он!
Прибежище нам — только Божий трон.
И не рождает Бог и не рожден.
Нет равных Богу, всех превыше Он».
Скажи: «Затеявшие спор о том, что ясно мне,
Вы, отвергающие весть о грозном Судном Дне:
Пред чем склонитесь вы — пред тем я не склоню главы,
А перед чем, простерт, замру — того не чтите вы.
Того, что вас повергло ниц, душа бежит моя.
Вы ж не склоняетесь к тому, пред чем поникну я.
И каждый путь из этих двух с другим не примирим.
Живите ж вы своим судом, а я живу своим».
Скажи: «Прибегаю к Богу
От скверны, раскрытой светом,
От скверны, сокрытой мраком,
От скверны таящих зависть,
От черного колдовства!»
Скажи: «Ищу убежища у Бога,
Царя людей и Господа людей.
Уйдите прочь от моего порога
Вы — соблазнитель, демон и злодей!»