Кто мчится, задыхаясь, кто искры выбивает,
Кто на заре не дремлет, а дерзко нападает,
Кто скачет, пыль вздымая, слагая гимны бою,
Во вражий стан врываясь громящею толпою —
Такими Я клянусь,
От клятв не уклонюсь:
Неблагодарный — он Творца не поминает,
Ничтожный человек — и сам об этом знает!
Искатель тленных благ, далек он от стыда.
Ужель не помнит он о грозном Дне Суда,
В котором рёв трубы опустошит могилы
И тайнам быть в сердцах уже не хватит силы?
Тогда, затрепетав, увидит сникший он,
Что обо всем Господь его осведомлен.
Клянусь Я теми, перед кем предстали души чистых, скверных,
Кто сонмы душ исторг из тел благочестивых и неверных.
Кто, дело выполнив, плывет небесной высью голубою
И в небеса на Суд влечет людские души за собою!
Когда, дрожа, труба взовет, и зову будет повторенье,
Поникнут в трепете сердца и на глаза падет смиренье.
Вот, говорят: «Ужели мы придем к тому, что было с нами?
Возможно ли, коль стали мы давно истлевшими костями!
Возврат невыгоден для нас, произойди он там ли, здесь ли…»
Но снова грянула труба, и вот они навек воскресли.
О Моисее из веков дошли ли до тебя слова?
Его Господь к нему воззвал в священной местности Тува:
«Ты к фараону поспеши, он уклонился от пути.
Скажи: «Не хочешь ли теперь себя очистить и спасти?
Тебя я к Богу поведу, богобоязнен станешь так».
И фараону Моисей потом явил великий знак.
Но ложью счел его слова и отвернулся фараон.
«Я сам — Господь великий ваш!» — провозгласил надменно он.
И в жизни первой и второй его Всевышний покарал.
Здесь — наставление для тех, кто страх пред Господом избрал.
Вас, небеса ль трудней создать? Творец Свой гений не покоил,
Он сотворил небесный свод, его воздвиг, его устроил,
И ночь наполнил мраком Он, и вывел зори на рассвете,
Потом Он землю распростер и поселил на этом свете.
Вода и пастбище скоту, и горы — полною рекою
Текут земные блага к вам, добыты Божьею рукою.
Когда придет беда из бед и скажешь: «Грозный День явился»,
Тогда-то вспомнит человек, к чему при жизни он стремился.
Когда под сводом вечной тьмы, во мраке душном и глубоком
Увидит адский пламень всяк от ужаса застывшим оком.
Кто криводушию служил, кому с другою несравненна
Земная жизнь, короткий миг — тому прибежище геенна.
Но кто бежал игры страстей, суда Господнего боялся —
Благоуханный райский сад тому прибежищем достался.
Они о Часе вопрошают: «Он близок? Или Он далек?»
Зачем тебе про это молвить? Известен Богу точный срок.
Ты — боязливых увещатель и увещанье не в запрете.
Как будто, Час увидя, люди во тьме не будут либо в свете!
Я тем, что послано, клянусь, идущим чередою,
Распространяющим клянусь, не сдержанным уздою,
Ветрами быстрыми клянусь, тем, что различья знает,
Тем, что несет ко Мне мольбу, и что напоминает!
Предостеречь вас рождено святое это Слово:
Что вам обещано — теперь произойти готово.
Когда померкнут звезды вмиг и небо распадется,
Горам рассыпаться во прах и в пепел доведется,
Посланникам назначу срок посланниками зваться…
Доколе этому всему отложенным остаться?
До дня Разбора. Что есть он? Узнаешь это вскоре:
Всем обвиняющим во лжи в день этот будет горе!
Послали древним гибель Мы — ужели в том сомненье?
Потом на тех, кто вслед пришли, перенесем гоненье!
Так пресекаем грешных мы, погрязших в черном споре.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
Не создали ль Мы вас из вод ничтожного потока?
Не он ли в крепком ложе лег до знаемого срока?
Распределили Мы. Хорош, кто делит на просторе.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
Живым и мертвым на земле не Мы ли гнезда свили?
Мы горделивый строй вершин на ней установили.
И пресных вод, чтоб вас поить, Мы сотворили море.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
К тому, что ложью звали вы — ступайте! Поднимитесь!
Вот эта тень о трех ветвях — туда и устремитесь!
Но не тениста тень, она от жара не спасает.
Как башня, светится огонь, он искры вдаль бросает.
«Верблюды желтые они», — скажи об их уборе.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
То — день, когда не говорят, на это нет веленья,
И оправдать свои грехи не будет позволенья,
Ему не быть в последний день, при том, святом Разборе.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
Разбора день! Предтеч и вас Мы в этот день собрали.
Коль вы хитры, со Мной хитрить откажетесь едва ли.
Что ж, ухитритесь! И навек пребудете в позоре.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
Богобоязненные, вы в тени, у вод прохладных,
Среди изысканных плодов — желанных, ненаглядных.
Вкушайте это, пейте то за все, что вы свершили,
Всем воздаем, когда добро они творить спешили,
Никто не будет позабыт, сойдутся в полном сборе.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
А вы, скупцы, вкушайте чуть: вы с верою в раздоре.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья —- горе!
Не поклоняетесь, хоть вам напомнят в разговоре.
Всем обвиняющим во лжи в день Воздаянья — горе!
Реченье к вашей в этот час обращено гордыне:
В какой рассказ, услышав сей, уверуете ныне?
О чем говорят между ними вопрос и ответ?
О вести великой, в которой согласия нет.
Но нет же, узнают! И снова: узнают они
Про все до конца, не останется это в тени!
Постелью Мы разве земной не постлали ковер?
Опорой не сделали цепь твердокаменных гор?
Мы создали вас, чтобы жить вам четой и четой,
Для отдыха сон в темноте подарили густой,
Покровом покоя ночную Мы сделали сень,
А временем жизни служить Мы назначили день,
И семь небосводов над вами построили Мы,
Светильник зажгли посреди расходящейся тьмы,
Из дождь выжимающих влаги моря низвели,
Чтоб сад и зерно изошли из пустынной земли.
У дня Разбирательства срок — не для шумной молвы.
Подуют в трубу — и потоком прихлынете вы,
Раскроется небо и станет вратами оно.
И сдвинутся горы и призраком стать им дано.
Геенна — преступным засада, она нелегка,
Вернутся к Суду и в геенне пребудут века.
Не встретят их там ни прохлада, ни влаги глоток,
Там гноем поят и еще поднесут кипяток.
Расчет — по заслугам: они-то не ждали Суда
И знаменья Господа ложью считали всегда.
Мы все записали и в записи тесно словам.
Вкусите! Мы кару прибавим единственно вам.
Но место спасения вечно для праведных есть:
Сады, виноградные лозы, которых не счесть,
Там дев полногрудых плывет за четою чета
И сладостной влагой наполненный кубок — у рта.
Не слышатся там болтовня, обвиненья во лжи.
«От Господа мне воздаяние в этом, — скажи —
Расчет милосердного Бога небес и земли
И сонмов, простертых меж ними вблизи и вдали».
Немыми речами безгрешных не тронется слух
В тот день, когда ангелы встанут рядами, и дух,
И речи единственно скажет, который почтен
Творца позволеньем, и вымолвит истину он.
День Судный — то истина. Кто пожелает вернуть
Создателю душу свою — приготовит и путь.
О каре сказали Мы вам, о недальнем огне,
Когда человеку о каждом напомнится дне
И в ужасе грешник смущенный, лишившийся сил
Воскликнет: «О, если б я прахом безжизненным был!»
О Неотвратном, Тягостном к тебе дошла ли весть? —
На лицах унижения следов не перечесть,
Томимые усилием, они горят в огне,
Питье им — влага жаркая, мучение вдвойне,
Колючее растение дается в пищу им,
Едок не поправляется и голодом томим.
И — лица счастьем светятся, таким не быть в аду,
Трудом своим довольные, в возвышенном саду,
Где гам тебе не слышится, где нет пустых речей.
В саду струится свежестью пронизанный ручей.
Там чаши и седалища — готовятся пиры —
Подушки там разложены, разостланы ковры.
Им как верблюды созданы ужели не взглянуть?
И небо как сумели Мы торжественно взметнуть?
И горы как поставлены на сонные поля?
И как необозримая простерта в даль земля?
Напоминай же — к этому, не больше, призван ты.
Над этими не властен ты, здесь действия просты.
Но те, вероотступники, кому душою пасть
Судило их безверие, идут к тебе под власть.
Их кара величайшая в лице Господнем ждет,
Ведь к Нам вернутся грешники, пред Нами — их отчет.
Для клятвы — денница и десять священных ночей,
И ночь, где мгновения мрака текут, как ручей,
И нечет, и чет, коль их тоже сюда приводить,
Но в этом ли клятва для тех, кто готов рассудить?
Ты разве не видел, что сделал Я с племенем Ад?
С Ирама колоннами много столетий назад
(Подобных столпов уж ничей не выделывал труд)?
С долбившими скалы — то древнее племя Самуд?
Еще — с фараоном, кто колья для пыток имел?
Вершители это порочных и мерзостных дел.
На них твой Господь наказания плети излил,
Ведь в зоркой засаде Создатель всевидящий был.
Когда человеку Господь благодетелем стал,
Он молвит: «Господь, испытав, и почтил, и воздал!»
Когда же ниспослано лишь пропитание дня,
Ответ человека — «Господь мой унизил меня!»
Но нет! Сироте не протянута ваша рука
И вы не взовете к себе накормить бедняка,
Наследство свое пожираете жадно, увы,
К богатству обильной любовью привязаны вы.
Но нет! Как наступит и грянет мгновенье Беды
И явится Бог твой, и ангелов станут ряды,
Земля размельчится, геенну к Суду приведут —
То помнящий вспомнит… Но вспомни не там он, а тут!
Скажи он: «Когда бы мне выпало заново жить!» —
И кары оковы с него доведется сложить.
Почившая в каре душа человека, проснись,
Ты к Богу довольной и Богу угодной вернись,
Ты, зов сохранившая Мой в человечьей груди,
К сокровищам рая с Моими рабами войди.
Я не клянусь ни Воскресеньем, ни укоряющей душой!
Ужели мнится человеку, что слишком он для нас большой,
Что никогда Мы на кладбищах не соберем его костей?
Да Мы способны даже пальцы собрать кладбищенских гостей!
Но человек отвергнуть хочет все, что узрел перед собой.
«Когда же будет Воскресенье?» — он вопрошает в день любой.
Когда покровом непроглядным закроет взоры пелена
И в небесах сойдутся солнце и мраком полная луна,
«Куда бежать?» — в тот день промолвит объятый страхом человек,
Спасенья нет! Он не отыщет себе убежища вовек.
Ему в тот день за верным кровом явиться к Богу своему.
Что отложил он, что задумал — тогда объявят всё ему.
Но человек и сам увидит в тот день себя со стороны,
Хотя б ему пришлось представить свое признание вины.
Ты языком не двигай с мыслью, как бы отделаться скорей!
Мы соберем и прочитаем твои грехи — ведь Мы хитрей.
Когда читать Мы это будем, за Нашим чтением следи,
На Нас лежит и разъясненье того, что читано, гляди.
Но нет, не любите спешащей короткой жизни тленный час,
Вы к вечной жизни равнодушны, она — ничтожный звук для вас!
Но в ней глядят, сияя, лица на Бога мертвых и живых,
И лица горестные мыслят, что в царство муки ввергнут их.
Но нет, как только на вершину взберется мук ужасный пыл
И скажут, кто от заклинаний слепую душу исцелил,
И грешник вымолвит: «Разлука, конец страданья моего»,
И голень с голенью сойдется — пригонят к Господу его.
Ведь он не верил, не молился, а, отвратясь, винил во лжи,
Потом к родне ушел он важно. «Какой гордец!» — о нем скажи.
Тебе, о грешный, горе, горе! И горе вновь со всех сторон!
Ужели мнится человеку, что без надзора бродит он?
Он каплей семени живого истечь ужели бы не смог?
Он сгустком стал потом, и члены его, создав, устроил Бог.
И из него жены и мужа сотворена Творцом чета.
Ужель задача воскрешенья такому чуду не проста?
О горе тем, кто рад обвесить — им, кто под сводами небес,
Себе отмерив полной мерой, другим сбывают недовес!
Ужель не думают: воскреснут они для Дня — а Он суров —
Когда покорно встанут люди перед Владыкою миров!
Да нет! Письмо про нечестивцев хранит сидджин и только он.
Откуда ведать о «сидджине» тебе, кто им не умудрен?
Написанная это Книга! То слово в памяти держи.
И день Воздаянья грозный — горе всем обвиняющим во лжи,
Кто праздным вымыслом считает неотвратимый день Суда!
В расчет не верит лишь преступник, лишенный веры и стыда.
Как только знамения Наши ему читают, молвит он:
«Да это просто сказки древних, я ими вовсе не смущен!»
Но нет! Богатство им покрыло глубокой ржавчиной сердца.
Но нет! Их в Судный день отделят от их создавшего Творца,
И всяк из этих будет мраком и мукой огненной томим,
«Вот — то, что вы считали ложью», — про эту кару скажут им.
Но свод письмен о справедливых — он в ъиллиюне только скрыт.
А «ъиллиюн» — тебе о чем же такое слово говорит?
Оно — написанная Книга, и приближенные о ней
Чистосердечно повествуют из глубины блаженных дней.
Они на ложах созерцают, в их лицах блеск и чист, и свят,
Их видишь ты. Из-под печатей вином добытым их поят.
На нем из мускуса печати. К сосуду нег недолог путь,
И тот, кто жаждет да желает к сосуду этому прильнуть.
В раю Тасним, источник вечный, струит вина благую смесь,
Живую влагу приближенным, кто не грешил, подносят здесь.
Смеялись грешники над теми, кто принял в сердце Божий стих,
Один подмигивал другому, когда ходили мимо них.
Придя к родне, шутили дерзко они в свои земные дни,
О тех, кто веровал, бросали: «Видать, заблудшие они!»
Но быть хранителями верных они не посланы Творцом,
И в Судный день восстанет правый и посмеется над лжецом,
На райском ложе, созерцая, в деревьев благостной тени.
Награждены ли нечестивцы за то, что делали они?
Неизбежность! Что есть это? Как узнать? Взгляни назад;
Ложью Бедствие считали племена Самуд и Ад.
Но сынов Самуда буйный, непокорный смыл поток,
Сметены адиты вихрем, был он крепок и жесток.
Получал он власть от Бога семь ночей и восемь дней —
И повержены адиты на обители своей,
Будто рухнувшие пальмы, словно павшие стволы.
Разве их остаток видишь, обыщи хоть все углы?
Фараон, его предтечи и вот эти впали в грех,
Гнали Божьего посланца и схватил Господь их всех.
В час потопа Мы когда-то понесли по морю вас.
Чтоб вы вняли, чтоб напомнить вам про этот вещий Час.
И как только трубный возглас, неотвратен он и лих,
Передвинет горы, земли, раздробивши сразу их —
В этот день живые дрогнут и исполнится Беда,
Распадется с громом небо и расторгнется тогда.
По краям небесным ангел, снова ангел там и тут,
Восемь ангелов над ними трон Господень понесут.
Вас покажут, выставляя в Судный день, суровый час,
И тогда не утаится ваше тайное от Нас.
Тот, кому его писанье в руку правую дадут —
«Вот, мою читайте Книгу, — смело скажет, — весь я тут!
Ведь я думал постоянно, что увижу свой расчет».
Жизнь его — в саду высоком, полном неги потечет.
«Вы срывайте и вкушайте вожделенные плоды,
Ешьте, пейте на здоровье за минувшие труды!»
Тот же, кто свое писанье примет левою рукой —
О когда б не дали, — скажет, — Книги мне теперь такой!
Ах, не знать бы о расчете, он каков за все дела!
Хоть, бы жизнь моя сегодня, без отсрочки истекла!
Не спасло меня богатство, то, что жил когда-то всласть,
У меня пропала сила, вся моя погибла власть!»
«Вы его теперь свяжите! Жгите мясо до костей!
После — в цепь, длина которой ровно семьдесят локтей!
Он-то ведь не верил в Бога, бедняка не накормил.
Нет ему здесь нынче друга, для кого он был бы мил.
Пища грешнику — помои, и другой ему не дам».
Не клянусь я тем, что видно и чего не видно вам!
Благородного посланца это слово, не молвы,
И не слово стихотворца. Мало веруете вы!
И не слово от пророка. Все вы помните едва.
От Царя миров, от Бога вам ниспосланы слова.
Если б выдумал посланец, что-то ложное о Нас,
Руку правую схватили бы его Мы в тот же час,
Чтобы кровь отнять, у сердца рассекли б одну из жил,
Не найтись у вас такому, кто его бы защитил.
Он для тех напоминанье, кто страшится пред Творцом.
Знаем: ходят между вами, те, кто чтут его лжецом.
Он для грешников несчастье, правда Истинного он.
Будь же твой Господь тобою непритворно восхвален!
Клянусь ветрами, что рассеют, не тяготясь большим трудом,
Стадами туч клянусь — темнея, они беременны дождем,
Клянусь Я каждым над пучиной легко скользящим кораблем,
И ангелами, что веленья Мои несут из дома в дом!
Все вам обещанное — правда: на вас падет суровый суд.
Клянусь путями звезд и небом: вы — разноречье чтущий люд!
От мысли о суде грядущем, кто отвращен, тот отвращен.
Лжецы да сгинут под мечами, никто из них не будь прощен!
Сейчас беспечно вопрошают они: «Когда же день Суда?»
Когда огнем их испытают! Услышать им дано тогда:
«Вкусите ваше испытанье! Оно — к чему спешили вы».
А те, кто Господа боялся — у вод ручья, в тени листвы,
Где принимают благодарно то, что Творец им даровал —
Из них ведь каждый щедрой дланью благодеянья раздавал.
Они на ложах почивали меньшую часть своих ночей,
Они взывали о прощеньи при свете утренних лучей,
Они питали неимущих, не оставляя их во зле.
Ужель вам знамений не видно в своей душе и на земле?
На небесах — награда ваша и то, о чем узнать смогли
Вы в обещаньях. И клянуся Творцом небес, Творцом земли,
Что это — истина, как правда то, что другой вам дар велик,
Что вам дарован, вам понятен и верно служит ваш язык.
О тех, кто в гости к Аврааму пришли когда-то в первый раз,
Дошел ли до тебя старинный незабываемый рассказ?
Войдя, «Да будет мир с тобою!» — они промолвили.
«И вам Да будет мир, о незнакомцы!» — гостям ответил Авраам
Принес он жирного теленка, спросил: «Не будете ли есть?»
«Не бойся нас, — они сказали, — о мальчике приносим весть».
Себе пощечины давая, тут Авраамова жена
Вбежала. «Не родит старуха!» — кричала в горести она.
Сказали гости: «О разумном, сказал о мальчике Творец.
Господь премудр, в мирах подвластны Ему начало и конец».
«В чем дело ваше, о посланцы?» — спросил пришельцев Авраам.
«К народу грешному послали нас нынче, — внемлет он словам,
Чтоб на него каленой глины спустить жестокие дожди.
Господь пометил эти камни для тех, кто носит зло в груди».
Среди заблудших и греховных Мы тех, кто веровал, спасли,
Но дом, где жили мусульмане, всего один Мы там нашли.
Оставлено там Наше слово и Наше знамение в нем —
Для тех, кто верит и трепещет перед мучительным огнем.
О Моисее: к фараону был на заре седых времен
Веленьем Господа отправлен с увещеваньем ясным он.
Но от него, сочтя надежной опорой свой державный трон,
Сказав: «Колдун ли, одержимый!» — отворотился фараон.
Его и рать в пучину ввергнув, Мы в них вселили смертный страх.
Послали Мы адитам ветер, который все стирает в прах!
«Вы жизнью пользуйтесь во благо!» — к Самуду Слово снизошло
Но отошли, и наказанье грозой Господней их сожгло.
Не встать им век, и не сыскали себе помощников они.
А племя Ноя — нечестивцы, кто жизнь вели в былые дни!
Воздвигли небо Мы руками, расширен свод, не стало тьмы.
В пространствах землю разостлали. Способны все устроить Мы.
Чету — не вспомните ль? — для каждых Мы сотворили, для всего
(Бегите к Богу; перед вами я — увещатель от Него.
Других богов не ставьте рядом; я — увещатель от Него.
Любого древнего посланца не признавали И его
Именовали: «Одержимый!», «Колдун!» и так из рода в род.
То — завещали? Нет же, просто так говорил худой народ).
Уйди — не будешь порицаем — от тех, кто лживы и пусты.
Напоминай — внушая Слово, поможешь верующим ты.
Людей и гениев Я создал, чтоб лишь склонились предо Мной,
0т них ни пищи, ни награды не нужно Мне, ни мзды иной.
Я Сам — кормилец и поилец и Мне всегда могучим быть.
Несправедливые да стихнут, Меня бы им не торопить:
Одна и та же доля кары везде неправедным таким.
Неверным — горе от Расчета, который был обещан им!