Мы разве твою не раскрыли томлением полную грудь?
Очищено сердце, от скверны его охранителем будь.
С тебя ли не сняли Мы ношу, что влек ты, покорен судьбе?
Не Мы ли заставили многих теперь говорить о тебе?
Поистине с тягостью легкость, предшествует легкому тягость,
Пред светом склоняются скорби, приходит за бедами радость.
И вот, разогнувшись без ноши, во бдении чистом и строгом
С усердной и жаркой молитвой склонись перед Господом Богом.
И утренним светом, и сумраком ночи клянусь:
Напрасно ты думал, что Я от тебя отвернусь!
Господь не покинул тебя, возродил для добра,
И это прекрасней того, что имел ты вчера.
Придет от Создателя все, чтобы счастлив ты был.
Не Он ли тебя, увидав сиротой, приютил?
Блуждал ты — а выведен Богом на праведный путь
И сделан богатым, и можешь от бед отдохнуть.
Так будь же душою высок, сироту приюти,
В просящую руку спасительный хлеб опусти.
Прозревший от света и силы Господней любви,
Сказанье о милостях Господа всем объяви.
В Ночи Могучей ниспослали Мы эти вещие слова.
Тебе о ней узнать откуда, что есть Она и какова?
Столетья целого прекрасней Она могучей красотой.
В ту Ночь для повелений сходят и ангелы, и дух святой.
Так им в ту ночь Господь позволил — пред волей Господа замри!
Полна торжественным покоем Она до утренней зари.
И небом Я клянусь, и странником ночным!
А странник тот ночной — что понимать под ним?
Звезду, что по пути проходит своему,
Сверканием лучей пронизывая тьму.
Хранитель вправду есть над каждою душой!
Гляди же, человек, и малый, и большой,
Ты создан из чего: тебя родил поток,
Из женских и мужских костей идущий сок.
Вот силой человек Моею воскрешен,
От Страшного Суда уйти бессилен он.
Вот небом Я клянусь, куда ему возврат,
Землей, когда ее разъединит раскат,
Небесный гром! Прекрасно и сурово
Здесь, человек, решающее Слово!
О сколь же, сколь хитры неверные, взгляни!
Но знай, что Я хитер не меньше, чем они!
Пускай бредут во лжи от головы до пят,
Им чуть отсрочки дам — пускай поговорят…
Клянусь Я солнцем и сияньем
Всепроникающим его!
Клянусь луной, ее блистаньем,
Спешащим позади него!
Клянусь Я Тем, Кто в день лучистый
Вдохнул сияние Свое! Клянусь
Я ночью свежей, чистой
И Тем, Кто создал мрак ее!
Клянусь Я небом и Взметнувшим
Его таинственный шатер,
Землей и Тем, Кто в дне минувшем
Ее в пространствах распростер!
Клянусь душой и Устроеньем,
Открывшим ей и рай, и ад,
Присвоившим ее движеньям
Благочестивость и разврат!
Кто светом дел, угодных Богу,
Ее очистил — тот блажен,
Но кто закрыл в нее дорогу —
Тому — убыток, мрак и тлен!
Самуд бесчестный лжи предался.
Но средь порочного двора
Гонимый всеми вдруг поднялся
Глашатай вышнего Добра.
И возгласил посланец рая:
«У вас верблюдица в беде.
Она, от жажды умирая,
Безмолвно просит о воде.
Ее вспоите!» Но пророка
Ты осмеял, слепой Самуд.
В пучине мрачного порока
Творит безверье черный суд.
Сынами гибельного стана
Верблюдица окружена,
Нанесена ей в сердце рана,
И с криком рухнула она.
И поразил Господь их громом,
Как поступил Он до того
С Гоморрой блудной и Содомом,
Не убоявшись ничего!
Его нахмурилось чело, в досаде отвернулся он,
Когда приблизился к нему, кто слепотою поражен.
Но как узнать — а вдруг слепец, словами Господа смущен,
К увещеваниям прильнет и вот — очистит сердце он?
Ты обращен лицом к тому, кто век не знается с нуждой,
Хотя ответ не на тебе за то, что вере он чужой.
А кто усерден, боязлив, кому бы надобно помочь,
Увы, такой тебе немил, ты от него уходишь прочь.
Напоминание о том святые свитки донесли,
В их строки свет и чистоту писцы блаженные внесли.
О как неверен человек, убит он будь, да сгинет он!
Рукой творца он из чего? Из малой капли сотворен!
Все соразмерил в теле Бог, не ошибаясь в том ничуть,
Он человеку облегчил его земной короткий путь,
Потом к нему послал Он смерть и погребенье дал ему,
Затем его Он воскресил по усмотренью Своему.
Но нет — к веленьям Божьим глух людей пустой и грешный век
Так посмотри же на еду свою, заблудший человек —
Исторгли воды из небес и ради жизни рассекли
Мы чрево сонное и плоть зерном беременной земли.
Таят и нежат в тишине густозеленые сады
Траву душистую, над ней — благоуханные плоды.
Все это — помни, человек — что быть едой осуждено,
Твоим животным и тебе для пропитания дано.
В тот грозный день, когда вокруг земля от грома задрожит
И брат от брата и детей и от подруги убежит,
Когда ненужной станет мать, отец в забвенье отойдет —
В сердцах поселится беда и хватит каждому забот.
С веселых лиц умчится смех, падет на лица смертный страх,
Они в тоске склонятся ниц, оденут их и пыль, и прах.
Что ж, им всего милее было дитя безверия — разврат.
Их сердце черное забыло, что всем грядет к Суду возврат.
Клянусь пером и письменами непреходящей красоты:
Возвышен милостью Господней, не одержим, не болен ты.
Господь высокое призванье соединил навек с тобой,
Неистощимая награда тебе назначена судьбой.
Кто из двоих испытан будет — поймут и твой, и вражий дом.
Заблудших видит Бог и знает идущих праведным путем.
Не повинуйся тем, кто злобно тебя винит среди врагов:
Не твоему ли Богу равных они хотят иметь богов!
Отринь того, кто расточает пустые клятвы и хулу,
Кто зов к добру преобращает в песок и мертвую золу.
Ты сплетни грубые бродяги своею верою развей,
Хотя бы он имел богатство и возмужалых сыновей.
О Наших знаменьях он молвит: «Да это все давно прошло!»
От Нас клеймо навеки ляжет ему на грешное чело!
К таким нисходят испытанья, как много дней тому назад
Мы испытали тех, кто клялся, что срежут свой наутро сад,
И не сказали: «Если будет угодно Богу», и тогда
Мы покарали их — от сада не сохранилось и следа.
И вот кричит один другому, проснувшись утром:
«Что ж, пойдем, Коль сад рубить мы собирались! Ужель забыли мы о том?»
И вот они идут, неслышно переговариваясь так:
«Смотреть нам надо — не вошел бы в наш сад какой-нибудь бедняк»!
Идут, решив: тому, кто беден, войти за милостью не дать.
Пришли — а сада нет. Сказали: «С дороги сбились мы, видать».
«Нет, лишены!» И третий молвил: «Теперь уж поздно слезы лить.
Я не сказал вам разве: «Братья! Нам нужно Бога восхвалить».
Они ответствовали: «Боже! Тебе, о Господи, хвала!»
И стал корить один другого за недостойные дела.
«О, горе нам! — они сказали. — Злодеем каждый был из нас!
Мы к Богу нашему стремимся в быстротекущий жизни час.
Быть может, Он заменит лучшим пропавший сад? И ничего
Он может нам не дать, Всесильный — на все простерта власть Его»
Вот — наказанье! А в последней, в загробной жизни, в мире том,
Где Страшный Суд — оно ужасней. О если б знали вы о нем!
Богобоязненным у Бога — сады блаженств. То не обман:
От грешных тварей отделяю Я правоверных мусульман.
Как можете судить вы, если вам суть извечно не видна?
Вы изучаете ли Книгу? Да разве есть у вас она?
А окажись — то что угодно в ней изберете без труда.
У вас ли клятвы, что доходят ко дню Последнего Суда?
Кто подтвердит их беспристрастно, глаза в глаза? Спроси у них!
Или сподвижников имеют? Пусть приведут они таких,
Когда на мысли и деянья падет немого страха тень
И грешным голени раскроет неотвратимый Судный день.
Их призовут склониться низко, пасть от смущенья и стыда,
Но преклониться с покаяньем не смогут грешники тогда.
Они войдут, потупя взоры, унижу каждого из них,
А были ведь благополучны, и поклониться звали их.
С тем, кто считает это ложью, оставь Меня наедине.
Мы низведем их постепенно, про то известно только Мне.
Отсрочу им святую кару, но Я достаточно хитер.
Награды ждешь от них? Они же в долгу пред кем-то до сих пор?
Иль есть у них святое нечто и пишут все, а мысль пуста?
Терпи до Божьего решенья, не будь, как спутник у кита:
Бедняк воззвал, когда у рыбы во Чреве был его полон.
Когда б не милость Божья, стал бы в пустыне выброшенным он.
Однако Бог избрал, утешил и сделал праведным его.
Бог возвышает и карает, не упуская никого.
Те, кто неверны, вразумленье услышав, глядь, со всех сторон
Готовы опрокинуть взором тебя, крича: «Безумец он!»
Однако это вразумленье — увещеванье для миров,
Неодолимые отряды несущих свет и силу слов.