Очень понравилась эта проповедь Патриарха Кирилла. В ней нет ничего лишнего или недосказанного, всё по делу и в точку. Понравилась как содержанием, так и формой подачи, в процессе которых донесена важная мысль: Богу ничего нет невозможного, всё в его руках, всё ему подвластно. И пока мы с ним — всё реально и возможно. И вторая не менее важная: наука — это опыт, но не одним лишь опытом жив человек, но и духом. А дух, особенно Божий дух, имеет силу и власть менять реальность и законы бытия прямо по ходу их формирования, ведь он первичен. И значит, современные ученые должны не спорить с богословами, а искать с ними согласия и взаимообогащаться. Видимо, подразумевается и тот факт, что мы уже однажды полностью доверились исключительно научному подходу, по так сказать наущению учёных мир строился последние несколько столетий. И в итоге — дошли до полной «ручки»: мир оказался на грани климатических и иных разрушений. Ценою «лучшей жизни» оказалась угроза её утраты вообще. Может быть пора учёным понять простой факт, что долгий и стабильный путь развития человеческой цивилизации возможен лишь в гармоничной согласованности духовных и физических законов, а не в доминировании одного над другим? И если современники не захотят понять этой прописной истины, жизнь может очень жестоко проучить и научить. Собственно, уже начала, не так ли? Но шансы образумиться и исправить ситуацию еще есть. И как видим, их стали пробовать использовать. Примером тому недавние события в Ватикане. Пусть пока хотя бы так, приблизительно, издалека. Но главное начали. А потом, глядишь, и до более серьезного дойдём. Патриарху большое спасибо!
Текст проповеди 10 октября 2021:
«10 октября 2021 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее евангельское чтение о чудесном лове рыбы (Лк. 5:1-11) помогает нам очень многое понять. Давайте посмотрим на эту историю с современной точки зрения. Опытные рыбаки, которые прекрасно знали, когда рыба ловится, а когда не ловится, видимо, связывая ловлю рыбы с определенным временем суток и климатическими факторами, говорят Спасителю: сейчас ничего не поймаешь. И ведь не от ветра головы своея они это говорили, а от опыта. А что такое опыт? Опыт — это те границы, те рамки, через которые формируется современное научное знание. Не может быть науки без опыта, и любое научное умозаключение подтверждается опытом.
Но то, что произошло тогда на Галилейском озере, конечно, выпадает из этой логики человеческой жизни. Господь повелевает бросить сеть, — и великий улов, невероятный, чудесный, так что две лодки наполнились рыбами! Для чего это было нужно? Для того чтобы апостолы научились мыслить в иной системе координат, чтобы они поняли, что есть не только опыт и знания, но что-то еще очень важное, что помогает человеку познать тайну жизни. И это самое главное было рядом с ними — Господь Спаситель, Всемогущий. Он показал, что перед Его силой отступают все законы бытия, все то, что представляется незыблемым в сознании самых просвещенных людей, в том числе ученых, которые создают научную картину мира. Господь в деснице Своей содержит весь мир, все материальное бытие, весь космос. Все в Его руке, потому что Он Творец, Он Начало начал, Он положил в основу развития всей вселенной те законы, которыми сегодня эта вселенная управляется, и в Его силе отменить все эти законы, что и произойдет в конце бытия физического мира, когда никакие законы не будут работать и физический мир исчезнет или, лучше сказать, преобразится творческой Божественной силой в иное бытие, и тому миру, тому бытию не будет конца.
Сегодняшнее евангельское чтение помогает нам увидеть силу Божию, которая способна преодолевать все границы, очерчиваемые человеческим разумом. Там, где Бог, там нет границ: из камней сих могу создать детей Авраама (см. Мф. 3:9). Почему? Да потому что все творение — в деснице Божией.
Поэтому сегодняшнее евангельское чтение — о Божественном всемогуществе. И неслучайно эта история произошла на Галилейском озере с апостолами, потому что им предстояло пройти через чрезвычайные искушения, когда они увидят Спасителя уничиженным, распятым и убитым. Ну, как тут не усомниться? Говорил, что Он Сын Божий, проповедовал о вечности, и вдруг по наущению предателя Его взяли, распяли, и Он умер, а ведь не знали апостолы, что Он воскреснет в третий день. Но апостолам даны были знаки во время земной жизни Спасителя, что Он не подчинен физическим законам бытия, и даже в таком, казалось бы, бытовом событии, как ловля рыбы, Он показал, что Он вне всяких законов бытия и то, что Он хочет, Он творит, и Его воля — всемогущая.
Это было явлено ученикам, но в силу естественной человеческой ограниченности они не могли в то время рассуждать так, как мы с вами сегодня рассуждаем, зная всю историю Спасителя от Рождения до Воскресения. В Церкви Божией мы встречаемся с Воскресшим Спасителем через силу благодати, которую Он нам дает, и потому наше знание о Спасителе — не только из воспоминаний о евангельских событиях, но также из нашего реального жизненного опыта, и как важно, чтобы ничто не могло поколебать нашей веры!
К сожалению, очень часто люди, отрицающие Бога, ссылаются на науку, и говорят: с научной точки зрения это невозможно! Мы не всегда умеем ответить на это, потому что не всегда обладаем достаточными научными знаниями. Но даже если мы не можем ответить, давайте вспомним об истории с ловлей рыб, когда Господь вопреки всяким законам совершил чудо. А это значит, что и мы, все те, кто в Его деснице, кто признает над собой Божественную силу Господа и Спасителя, можем быть объектами Его спасительной, жизнеутверждающей, Божественной силы, воздействующей на весь космос, на весь мир, а значит, и на всех нас.
Сегодняшнее Евангельское чтение помогает нам с вами возвыситься над многими жизненными обстоятельствами, которые иногда как бы свидетельствуют о том, что Бога нет, так что люди злонамеренные говорят: «А где же ваш Бог? Вот какие бесчинства творятся!», и прочие искушающие словеса. Но мы должны помнить, что Господь — превыше всего. В Его деснице — бытие всей вселенной, всего космоса и каждого из нас. И сегодняшнее повествование о чудесном лове рыб, которое было призвано утвердить веру апостолов, и нашу веру должно утвердить в том, что над всем — Господь, и нет никакой другой силы выше Господа Бога, Творца мира, и посланного Им Иисуса Христа, Спасителя мира, Искупителя наших грехов.
Да помогает нам Господь через вдумчивое чтение евангельских и прочих библейских писаний, через молитву укрепляться в вере, а вместе с этим укреплением в вере правильно выстраивать приоритеты нашей жизни, главные из которых — это вера и жизнь в Церкви, ибо именно эти факторы определяют нашу участь как в этой жизни, так в жизни вечной. Аминь.»