Друзья! Папа римский Франциск настойчиво из раза в раз напоминает об Апостоле Павле и его позиции в отношении галатов. Уверен, делает это неспроста, ситуация кажется ему схожей с современным положением дел, и не зря он подчеркивает это словами: «…Отец «даёт обильно Духа и творит чудеса посреди вас» (гл. 3 ст.5). Он говорит в настоящем времени, он не говорит: «Отец (когда-то) дал Духа с избытком», нет: он говорит: «даёт»; здесь не сказано «работало», нет: «работает».» (конец цитаты)
Основная мысль аудиенции от 1 сентября тоже прослеживается очень явственно и однозначно: нельзя, получив новый импульс от Бога, отказываться от него, убегая в свои традиции и правила, в соблюдение предписаний Закона, которые существовали до Христа. Апостол называет такой подход глупостью («несмышлёные галаты»). Папа снова и снова делает акцент на том, что Дух Святой (Божий) жив, он любит всех и проявляет себя каждый день по-новому, даже если мы создаем ему сложности на пути донесения до нас каких-то важных и полезных истин. И он еще и еще подчеркивает: жесткость в вере, граничащая с фундаментализмом – вредна, она не ведет к живому контакту с Богом, наоборот, отдаляет от него в иллюзорность и пустоту. И, согласно мнению Папы Франциска, нам следует сторониться (в его терминологии – «прогонять») этих жестких фундаменталистов, приверженцев искусственной аскезы, очень далекой от понимания сути духовной свободы и истинного значения Воскресения Христа.
Теперь текст аудиенции (в редактированном переводе на русский)Общая аудиенция, 01.09.2021
Обращение святого отца
Сегодня утром Генеральная аудиенция проходила в зале Павла VI, где Святой Отец Франциск встречался с группами паломников и верующих из Италии и со всего мира.В своей речи на итальянском языке, Папе, продолжил цикл катехизации на Письмо апостола Павла к Галатам, в центре его размышления на тему: «Неразумные Галаты» (ср Reading: Гал 3 : 1-3). Затем он обратился с призывом по случаю Всемирного дня молитвы о заботе о творении, который отмечается сегодня.
Доброе утро, братья и сестры!Мы продолжим объяснение Послания апостола Павла к Галатам. Это объяснение не ново: мы изучаем то, что говорит апостол Павел в очень серьезном конфликте с галатами. И это также Слово Божье, потому что оно вошло в Библию. Это не вещи, которые кто-то изобретает: нет. Это случилось в то время и может повториться вновь. И действительно, мы видели, что это повторялось на протяжении всей истории. Это просто катехизация Слова Божьего, выраженного в Послании Павла к Галатам: это не что-то еще. Об этом нужно всегда помнить. И в предыдущих катехизисах мы видели, как апостол Павел показывает первым христианам Галатии, насколько опасно сойти с пути, согласно которому они начали приветствовать Евангелие.
Фактически, существует риск впасть в формализм, что является одним из соблазнов, приводящих нас к лицемерию, о котором мы говорили в прошлый раз. Впадают в формализм и отвергают новое достоинство, которое они получили: достоинство искупленных Христом. Только что услышанный отрывок начинает вторую часть Письма. До сих пор Павел говорил о своей жизни и своем призвании: о том, как благодать Божья изменила его существование, полностью поставив его на службу евангелизации. Здесь он напрямую спрашивает галатов: он ставит их перед выбором, который они сделали, и их текущим состоянием, которое может свести на нет опыт пережитой благодати.
И слова, с которыми Апостол обращается к Галатам, определенно не вежливы: мы слышали это. В других Письмах легко найти выражение «братья» или «дорогие», но не здесь. Потому что он зол. Он обычно говорит «Галатам» и дважды называет их «несмышлёными», что не является выражением любезности. Глупость, глупость и многое другое, что он может сказать… Он делает это не потому, что они неразумны, а потому, что, почти не осознавая этого, они рискуют потерять веру во Христа, которую они приветствовали с таким энтузиазмом. Они глупы, потому что не осознают опасности потери драгоценного сокровища, красоты новизны Христа. Удивление и печаль апостола очевидны.
Не без горечи он побуждает этих христиан вспомнить первое сделанное им заявление: Апостол задает галатам несколько вопросов, чтобы поколебать их совесть: вот почему он так силен. Это риторические вопросы, потому что галаты очень хорошо знают, что их приход к вере во Христа является плодом благодати, полученной с проповедью Евангелия. Это подводит их к началу христианского призвания. Слово, которое они услышали от Павла, было сосредоточено на любви к Богу, полностью проявленной в смерти и воскресении Иисуса. Павел не мог найти более убедительного выражения, чем то, что он, вероятно, повторял им несколько раз в своей проповеди: «Я больше не живу, но Христос живет во мне. И эта жизнь, которой я живу в теле, я живу в вере в Сына Божия, который возлюбил меня и предал Себя за меня» ( Гал.2.20). Павел не хотел знать ничего, кроме распятого Христа (ср. 1 Кор. 2: 2 ). Галаты должны следить за этим событием, не позволяя себе отвлекаться на другие объявления. Короче говоря, намерение Павла состоит в том, чтобы оставить христиан в стороне, чтобы они осознали ставки и не позволили себе очароваться голосом сирен, которые хотят привести их к религиозности, основанной исключительно на неукоснительном соблюдении предписаний. Потому что они, эти новые проповедники, прибывшие туда, в Галатию, убедили их, что они должны вернуться и также принять заповеди, которые были соблюдены и которые привели к совершенству до пришествия Христа, которое является даром спасения.
С другой стороны, галаты очень хорошо понимали, о чем имел в виду апостол. Они, безусловно, испытали действие Святого Духа в общинах: как и в других Церквях, среди них проявлялись милосердие и различные другие харизмы. При нажатии они обязательно должны ответить, что то, что они испытали, было плодом новизны Духа. Следовательно, в начале их прихода к вере инициатива исходила от Бога, а не от людей. Святой Дух был главным действующим лицом в их опыте; Отодвинуть его на задний план сейчас, чтобы отдать приоритет своим делам, то есть исполнению предписаний Закона, было бы глупо. Святость исходит от Святого Духа и является даром искупления Иисуса: это оправдывает нас.
Таким образом, Святой Павел также предлагает нам задуматься: как мы живем по вере? Остается ли любовь распятого и воскресшего Христа в центре нашей повседневной жизни как источник спасения, или мы удовлетворены некоторыми религиозными формальностями, очищающими нашу совесть? Как мы живем верой? Привязаны ли мы к драгоценному сокровищу, к красоте новизны Христа или мы предпочитаем то, что привлекает нас в данный момент, но затем оставляет нас пустыми внутри? Эфемерное часто стучится в двери наших дней, но это печальная иллюзия, которая заставляет нас впадать в поверхностность и мешает нам понять, чем действительно стоит жить.
Братья и сестры, однако, давайте оставаться твердыми в уверенности в том, что даже когда мы испытываем искушение отвернуться, Бог все равно продолжает дарить Свои дары. Всегда в истории, даже сегодня происходят вещи, похожие на то, что случилось с галатами. Даже сегодня некоторые приходят, чтобы согреть наши уши, говоря: «Нет, святость заключается в этих заповедях, в этих вещах, вы должны делать то и это», и они предлагают нам жесткую религиозность, жесткость, которая лишает нас этой свободы в Дух, дающий искупление Христа. Будьте осторожны перед жесткостью, которую они вам предлагают: будьте осторожны.
Потому что за каждой жесткостью кроется что-то плохое, нет Духа Божьего. И по этой причине это Письмо поможет нам не прислушиваться к этим слегка фундаменталистским предложениям, которые возвращают нас в нашу духовную жизнь, и оно поможет нам сделать это. Продвигайтесь вперед в пасхальном призвании Иисуса. Это то, что апостол повторяет галатам, напоминая, что Отец «даёт обильно Духа и творит чудеса посреди вас» (3,5). Он говорит в настоящем времени, он не говорит: «Отец (когда-то) дал Духа с избытком», (гл. 3, ст. 5), нет: он говорит: «даёт»; здесь не сказано «работало», нет: «работает». Потому что, несмотря на все трудности, которые мы можем создать для его действий, даже несмотря на наши грехи, Бог не оставляет нас, но остается с нами со своей милосердной любовью. Бог всегда рядом с нами своей добротой. Это как тот отец, который каждый день выходил на террасу, чтобы посмотреть, возвращается ли его сын: любовь Отца никогда не устает. Мы просим мудрости всегда осознавать эту реальность и прогнать фундаменталистов, которые предлагают нам жизнь искусственного аскетизма, вдали от воскресения Христа. Аскеза необходима, но аскеза мудрая, а не искусственная.
[01141-EN.02] [Исходный текст: итальянский]
https://press.vatican.va/…/2021/09/01/0528/01141.html