О ЛИЦЕМЕРИИ И НЕ ТОЛЬКО
Друзья, хочу заострить внимание на важном переломном моменте сегодняшнего дня (писал это сообщение 25 августа). Я бы назвал его началом «момента истины». В действительности «момент» будет совсем не моментом, он, возможно, растянется на долгие годы. Если не на века. Но суть его уловима сразу. И если коротко её обозначить: люди не на то поставили, не с той меркой подошли, и теперь возникла угроза катастрофического, а не постепенного, как предлагалось, разрушения иллюзий. Люди недальновидно посчитали, что если делать вид, что чего-то не существует, то его и не будет существовать, если что-то называть плохим и неправильным, то так и будет, даже если это хорошее и полезное. Люди посчитали, что если играть в игры «и вашим и нашим», то можно благополучно оттянув время, получить какие-то выгоды и преференции в будущем, используя двойственность и неопределенность в свою пользу. Возможно, до 13 августа это и было возможно: оповещенные мною службы всегда могли при желании сказать, что шла тайная подготовка, изучение, проработка «вопроса» перед тем, как выйти на уровень открытого взаимодействия и реализации предложенных проектов, и т.д. Это было бы объяснимо и даже оправдано. Это было бы правильно. Потому что это правда. Никто не потерял бы лица ни перед людьми, ни перед Богом.
Но после того, как меня пришедшего к воротам Патриаршей резиденции и Патриархии с просьбой передать Послание, книги и договориться о встрече, отправили… посылать им письмо по почте, всё внезапно стало значительно сложнее. Это стало началом момента истины. Потому что теперь для сохранения лица остаётся один путь: сделать вид, что никто из руководителей вообще не были в курсе происходящего последние семь лет! И вот только теперь, когда им официально по почте пришло письмо, на данного персонажа и его информацию обратят внимание. И начнут, конечно же с… собранного на него досье. А это – неправда. Обозначились лицемерность ситуации и подхода, лицемерие многих сил, которые «тянули до последнего» в надежде, что всё или само рассосется, или окажется не тем, чем заявлено. В общем, что «король голый».
И вот, друзья мои, Папа римский Франциск в проповеди от 25 августа странным образом именно на подобное стечение обстоятельств и указывает. Видимо, имея колоссальный опыт в этом деле, в деле столкновения с подобными ситуациями, он многое отследил и сделал выводы, категорически не приемля позицию «и вашим и нашим». И это не просто красивые слова, ведь он-то как раз повёл себя правильно, это тоже факт и правда: многие, надеюсь, отследили. В этой проповеди он, как мне показалось, косвенно сравнил себя с тем самым библейским персонажем, о котором рассказывает, который отказался есть мясо даже под страхом смерти, потому что для него честь его старости была важнее, чем несколько «выторгованных дней жизни в бесчестии».
Я не знаю, что и кого конкретно Папа имеет в виду, так подробно раскрывая тему лицемерия, но догадываюсь. Правду нельзя замалчивать, нельзя делать ее полуправдой – это лицемерие, об этом он сообщает четко и недвусмысленно. И с тех пор, как взял его в фокус своего внимания, я наблюдаю, что он лично поступает в точном соответствии со такими словами. Итак, кого же он подобно Апостолу Павлу упрекает? Видимо, кого-то равного себе по статусу, — это очевидно, так как использован пример с упреком от Павла самому Петру. Упрек лицемерию внутри церкви тоже обозначен прямо, как и то, что на рабочем месте могут наносить удары в спину. Мне кажется, я понимаю, о чем и о ком он ведет речь. Но не исключено и то, что ошибаюсь.
Кстати, я много раз у себя на страницах открыто спрашивал, кто организовал мою (по сути весьма безобидного человека) травлю, дискредитацию, подставы через спецслужбы, и прямо задавал вопрос – не от РПЦ ли всё это истекает, не от каких-нибудь ли слишком задогматизированных и лицемерных её блюстителей? Патриарх всегда в своих проповедях обозначал чёткое «нет», по крайней мере, мне так «казалось». Но за всех ли «своих» он это отвечал, или только за какую-то часть, так и осталось для меня загадкой.
Между тем вопрос очень серьезный. Первые христиане, исповедуя Иисуса Господом, даже прощались за это с жизнями под напором тогда еще доминировавших сил зла. А ведь воскресшим его видели единицы из них! Патриарх это отлично знает и понимает. Так откуда взялась их вера и сила, если они не видели ей явных подтверждений? Почему люди на это решались? И ведь далеко не только бесправные рабы, но и знать? И если бы это было лицемерие, то перед лицом смерти такая «вера» рассыпалось бы в прах. Видимо, в их душах жила вера и чистота и до того, как к ней воззвали Апостолы! – вот подходящий ответ. Их содержание просто нашло форму. А если в душе веры и чистоты нет, то и причисление к Апостольской церкви мало что меняет, человек как был неверующим, так и остается, только вид делает. А по сути – это лицемер. Раньше Иисус таких обличал в лице книжников и фарисеев. О чём нам Папа Франциск и напоминает публично. Он как бы делает тонкий намёк и такой же незаметный упрек всем верующим мира, дескать, если верите – за веру нужно идти до конца и не выбирать полуправду, полупуть, полупризнание.
Что касается моей ситуации, то чтобы быть уверенным во мне окончательно, нужно было бы всего лишь со мною познакомиться поближе, в реале. Кому-то, как выяснилось, и этого мизера оказалось не нужно – такова сила их веры, духа и прозорливости. Но такое дано не всем. Так почему же пророк «в своем отечестве» поставлен в такое положение, что за него вынужден серьезно заступаться только сам Небесный Отец – лишь самая Высшая инстанция, у которого рычаги уже крайние? Разве верующие люди не должны в его лице защищать свои собственные аналогичные интересы или они уже такого рода интересы утратили, забыли о них напрочь? Причем ведь, как мы видим, в ситуации явной несправедливости вмешательство свыше идёт методами и средствами весьма жестокими и болезненными уже не для единиц, а для всего общества.
Почему за бездействие (или лицемерие?) небольшой группы людей теперь будет страдать весь белый свет – вот вопрос, которым самое время задаться всерьез! И если в среде людей никто его не слышит и им не озадачивается, то в высших сферах, уверен, дело обстоит иначе. Отсюда на первый взгляд странный эффект: образованные и продвинутые, эрудированные и верующие люди в упор не видят причин разворачивающейся катастрофы, приписывая её чему угодно, но только отодвинув самую главную причину – Бога, куда подальше. А вместе с тем это отодвигает возможность нахождения решения, на корню лишает возможности противостоять наваливающимся проблемам и катаклизмам уже всеми.
Понимаю, что нашему руководству (неважно на каком уровне рассматривался вопрос) было сложно принять моё появление и информацию. Встать на сторону такого человека и принять его знания и прогнозы на самом же первом этапе его заявлений – с точки зрения прагматиков означало бы проявить легкомыслие и безосновательно согласиться с шаткостью собственного будущего. Если соглашаться, то это значило бы взять на себя очень серьезную ответственность и обязательства перед обществом и, по сути, очень сильно ослабить свои позиции и авторитет перед той частью общества, которая всё видит довольно примитивно. То есть, это означало бы, что лидеры перестали бы восприниматься лидерами какой-то огромной частью населения, а их сила и авторитет внезапно обернулись бы слабостью, так как наша система создана игнорирующей морально-нравственный аспект жизни. Моральное — бессильно. Только материальный, экономический, аспект выгоды и пользы может быть обеспечен силой. А как тогда можно защищать того, кто сам не может доказать своей правоты, а точек пересечения фактически нет? Становиться на его сторону – автоматом означает тоже лишаться защиты и правоты, делать свои позиция слабыми, по земным меркам, разумеется. Скажем, люди, которые покровительствовали Мухаммеду на первых порах его деятельности, и сами терпели целый ряд неудобств, связанных с моральным и экономическим на них давлением окружающих. Но они защищали и оберегали его, даже не разделяя его взглядов, потому что для них было вопросом чести защищать своего родственника. Не делай они этого – их клан вообще ни во что ни ставился бы в том обществе, как несостоятельный в рода-племенных законах. Так что у них была вынужденная защита, я бы так сказал. Чего уже не скажешь о людях, которые впоследствии стали защищать Мухаммеда по доброй воле, вне его клана. Формальный закон в этом случае уходил на второй план, а на первое место выходили законы именно морально-нравственные. И если первых можно было отчасти назвать лицемерами, то вторых уж точно – нет.
Так и в наши дни. «Защитники» сразу осознали, что столкнулись со сферой, на которую невозможно легко влиять привычными методами, которая не зависит от них и которую в случае чего нельзя как-то потом заретушировать, преподнести по другому или отыграть. Если прогнозы этого человека не подтвердятся, то его фиаско – это и их фиаско. По сути, несмываемый позор. Поэтому заняли выжидательную позицию. Стали ждать фактов и подтверждений, каких-то удобных для себя событий и явлений жизни, на которых можно было бы стоять твердо.
Но любая выжидательная позиция в той или иной мере не совсем честная, лицемерная. Ведь в свое время точно так рассуждали те, кто готов был примкнуть к Мухаммеду, но сомневался в успехе мероприятия: если всё так и пойдёт, как он говорит, дескать, мы всегда сможем на любом этапе включиться и войти в тему, так как давно в ней, но тайно. Если же всё будет идти своим обычным чередом и ничего не изменится в мире, то и человек этот сам по себе где-то там заглохнет без внимания, поддержки и уважения: собака лает – караван идет. Мухаммед называл таких людей лицемерами – Мунафикун по арабски! Такая позиция и есть самое настоящее лицемерие, про которое 25 августа и поведал нам Папа. Бог – это не то, что можно использовать в одностороннем порядке, без взаимного согласия, это не то, во что можно верить лишь получив железобетонные доказательства, Бог – это постоянные испытание и проверка, в ней твоя позиция — всегда «слабая» (с точки зрения материалистов), и нужно верить лишь чуду. Это и есть сила и качество веры. И как человек к Нему, Богу, так и Он впоследствии к человеку.
А теперь, друзья, давайте перейдём непосредственно к словам Папы римского Франциска. И подумаем хорошо над каждым словом. Всё-таки это не рядовой священник произносит, а человек с весьма серьезными полномочиями в современном мире религий, к которому можно относиться как угодно, но авторитет которого традиционно неперекаем.
Общая аудиенция, 25.08.2021
Обращение святого отца
Сегодня утром общая аудиенция проходила в зале Павла VI.В своей речи на итальянском языке Папа, продолжая цикл катехизации Послания к Галатам апостола Павла, сосредоточил свои размышления на теме: «Опасности закона» (чтение: Гал. 2 : 11.14).
Доброе утро, братья и сестры!
Послание к Галатам сообщает довольно удивительный факт. Как мы слышали, Павел говорит, что он упрекал Кифу, то есть Петра, перед Антиохийской общиной за то, что его поведение было плохим. Что случилось настолько плохо, что заставило Павла даже жестко обратиться к Петру? Возможно, Павел преувеличил, оставил слишком много места своему персонажу, не зная, как себя сдержать? Мы увидим, что это не так, но снова на карту поставлены отношения между законом и свободой. И мы должны возвращаться к этому много раз.
В послании к Галатам Павел намеренно упоминает этот эпизод, произошедший в Антиохии несколькими годами ранее. Он намеревается напомнить христианам этих общин, что они абсолютно не должны слушать тех, кто проповедует необходимость обрезания и, следовательно, подпадают «под Закон» со всеми его предписаниями. Давайте вспомним, что именно эти проповедники-фундаменталисты пришли сюда и создали беспорядок, а также отняли у этого сообщества мир. Объектом критики в адрес Петра было его поведение в столовой. Для еврея закон запрещал принимать пищу с неевреями. Но сам Петр в другой раз отправился в Кесарию в дом центуриона Корнилия, хотя и знал, что нарушает Закон. Затем он подтвердил: «Бог показал мне, что никого нельзя называть непристойным или нечистым» ( Деян.10.28). Вернувшись в Иерусалим, обрезанные христиане, верные Моисееву закону, упрекали Петра за такое поведение, но он оправдывался, говоря: «Я вспомнил то слово Господа, в котором говорилось: «Иоанн крестил водой, но вы будете крещены Святым Духом». Итак, если Бог дал им тот же дар, который дал нам, за веру в Господа Иисуса Христа, кто я такой, чтобы препятствовать Богу?» ( Деяния 11,16-17). Мы помним, что Святой Дух сошел в то время в дом Корнилия, когда туда пошел Петр.
Подобное событие произошло и в Антиохии в присутствии Павла. Раньше Петр без проблем сидел за столом с христианами, пришедшими из язычества; однако, когда в город прибыли христиане, обрезанные из Иерусалима — те, кто пришел из иудаизма, — он больше не делал этого, чтобы не подвергаться их критике. Является ли это ошибкой: быть так внимательным к критике, чтобы сделать хорошую фигуру. И это серьезно в глазах Павла, потому что Петру подражали другие ученики, первый из Варнавы, которого Павел проповедовал именно галатам (см. Гал.2.13). Поневоле Пётр таким поведением, немного похожим на этот, немного на тот … непонятный, непрозрачный — на самом деле он создал несправедливое разделение в сообществе: «Я чист … Я придерживаюсь этой линии, я должно идти вот так, это невозможно…
«Павел в своем упреке — и в этом суть проблемы — использует термин, который позволяет нам понять достоинства его реакции: лицемерие (ср. Гал. 2:13). Это слово будет повторяться много раз: лицемерие. Думаю, все мы понимаем, что это значит. Соблюдение Закона христианами привело к такому лицемерному поведению, с которым апостол намеревается бороться с силой и убеждением. Пол был честен, у него были свои недостатки — многие, его характер был ужасен, — но он был честен. Что такое лицемерие? Когда мы говорим: будь осторожен, он лицемер: что мы имеем в виду? Что такое лицемерие? Можно сказать, что это страх за правду. Лицемер боится правды. Вы предпочитаете притворяться, а не быть собой. Это похоже на нанесение макияжа в душе, на нанесение макияжа в отношениях, на нанесение макияжа в процессе работы: это не правда. «Я боюсь действовать так, как есть, и я смиряюсь с этим отношением».
Художественная литература лишает смелости говорить правду открыто, и, таким образом, легко избавиться от обязанности говорить ее всегда, везде и вопреки всему. Художественная литература приводит вас к этому: к полуправде. А полуправда — это фикция: потому что правда есть правда или это не правда. Но полуправда — это неправда. Как я уже сказал, человек предпочитает притворяться, а не быть самим собой, и вымысел мешает этой смелости открыто говорить правду. Итак, мы уклоняемся от обязанности — а это заповедь — всегда говорить правду, говорите это везде и говорите это несмотря ни на что. А в среде, где межличностные отношения живут под знаменем формализма, вирус лицемерия легко распространяется. Та улыбка, которая исходит не от сердца, что пытается быть комфортной со всеми, но ни с кем …
В Библии есть несколько примеров борьбы с лицемерием. Прекрасным свидетельством борьбы с лицемерием является свидетельство старого Элеазаро, которого попросили притвориться, что он ест мясо, принесенное в жертву языческим богам, чтобы спасти свою жизнь: притвориться, что он ел его, но не есть. Или представить, что он якобы ел свинину, но друзья приготовили для него другое. Но этот богобоязненный человек ответил: «Совершенно недостойно нашего возраста притворяться, с опасностью, что многие молодые люди думают, что в девяносто лет Элеазаро перешел на иностранные обычаи, в свою очередь, из-за моего притворства всего лишь на какое-то время, немного больше жизни, они потеряны из-за меня, и я вызываю бесчестье и пятнаю свою старость». ( 2 Mac6.24-25). Честное слово: он не встает на путь лицемерия. Какая прекрасная страница для размышлений, чтобы уйти от лицемерия!
Евангелия также сообщают о различных ситуациях, в которых Иисус сильно упрекает тех, кто снаружи кажется праведным, а внутри полон лжи и беззакония (ср. Мф 23 : 13-29). Если у вас есть время сегодня, возьмите 23 главу Евангелия от Матфея и посмотрите, сколько раз Иисус говорит: «лицемеры, лицемеры, лицемеры», и показывает, что такое лицемерие.
Лицемер — это человек, который притворяется, льстит и обманывает, потому что он живет с маской на лице и не имеет смелости противостоять правде. Для этого он не умеет любить по-настоящему — лицемер не умеет любить — он живет только эгоизмом и не имеет сил открыто показать свое сердце. Есть много ситуаций, в которых может иметь место лицемерие. Он часто прячется на рабочем месте, где пытается показаться друзьями с коллегами, в то время как конкуренция приводит к тому, что они наносят удар в спину. В политике нередко можно встретить лицемеров, которые испытывают раскол между общественным и частным.
Лицемерие в церкви особенно отвратительно, и, к сожалению, в церкви есть лицемерие, и есть так много христиан и так много лицемерных служителей. Мы никогда не должны забывать слова Господа: «Да будет твоя речь да да, нет нет, а что сверх того — от лукавого» ( Мф.5.37). Братья и сестры, давайте сегодня подумаем о том, что осуждает Павел и что осуждает Иисус: лицемерие. И мы не боимся быть правдивыми, говорить правду, слышать правду, соответствовать правде. Так что мы можем любить. Лицемер не умеет любить. Поступить иначе, исходя из истины, — значит поставить под угрозу единство в Церкви, о чем молился Сам Господь.
[01112-EN.02] [Исходный текст: итальянский]
Спикер: Дорогие братья и сестры,
В Послании к Галатам мы читаем, что Павел упрекает Петра в плохом поведении. На самом деле, в Антиохии Петр ел с христианами из язычества, что запрещалось Законом; а перед христианами молодого происхождения, больше не делал этого из опасения резкой критики. Здесь возникает проблема отношений между Правом и Свободой. Такое поведение Петра создает несправедливый раскол в Сообществе. Это Павел и называет «лицемерием» в борьбе с силой и убеждением. Лицемерие — это боязнь правды, поведение, которое мешает нам быть самими собой. Это часто комбинируется в Библии. Иисус резко критикует тех, кто снаружи кажется праведным, а внутри полон лжи и беззакония. Лицемер живет с маской на лице, Он не способен противостоять ни правдой, ни по-настоящему любить. Он живет эгоизмом и не имеет сил открыто показать свое сердце. Лицемерие проявляется во многих случаях. Оно часто прячется на рабочем месте, в политике и даже в церкви, где оно особенно отвратительно, потому что церковь оказывается в опасности раскола, о чем молился сам Господь.
Святой Отец : Я сердечно приветствую франкоговорящих паломников, в особенности служителей алтаря епархий Тюль, Лимож и Ангулем, а также прихода Мезье.В это время отпусков и встреч давайте не позволяем себе поддаваться влиянию страха предрассудков, которые ослабляет любовь Господа к нам и подталкивают нас исключать и маргинализировать наших ближних. Скорее, давайте научимся развивать правдивость и искренность отношений между собой, способность восстановить жизнь. И надежду на окружающих. На каждого из вас я призываю Божье благословение.