Привычки, автоматизм и шаблоны — следствие повторяющихся событий в стандартизации жизни. Поскольку наша жизнь идет по одному заданному кругу в 24 часа, то мы постоянно к чему-нибудь привыкаем, — к одним и тем же словам, поступкам, движениям и реакциям, тем самым, облегчая себе жизнь, переводим рутину в автоматизм, и все время создаем работающие на нас мыслеформы.
Часто получается так, что то, что сначала работало на нас, через какое-то время оборачивается своей обратной стороной и начинает нам вредить, а порою и разрушать нас. Разумеется, это происходит не случайно и не стихийно, а по стандартной схеме развития духа в материи, в соответствии со всеми этапами своего развития. Но мы зачастую не имеем об этих этапах ни малейшего представления, нам кажется, что все происходит как бы «само по себе». Но это не так. Свою судьбу, свои привычки и как следствие — качество происходящего с нами — мы формируем по большей части сами.
На занятиях посвященных этой теме будут вскрыты замаскированные причины, толкающие нас на путь белки в колесе и все сильные и слабые стороны таких жизненных программ. Бороться с привычками бессмысленно — мы сами их и создали, как необходимое для нас. А вот изменять причины, чтобы поменялись следствия — в наших с вами силах. И здесь наши привычки как раз и служат индикатором, показывающим состояние нашей души, нашего ума и тела.
Поставив диагноз — можно приступать к лечению! И это все не так сложно, как может показаться на первый взгляд, если сформировано правильное понимание и найдено верное направление развития себя и осознание своих потребностей и способностей.
Евгений:
Здравствуйте всем!
Сегодня, 23 февраля 2013 года, в боевом составе, когда мужчины на одного человека <количественно> проигрывают женщинам, мы поздравляем себя с праздником (23 февраля) и поздравляем вас с тем, что этот праздник наш посвящен интересной теме о вредных привычках. Как раз тема праздника и вредные привычки созвучны… может, и праздник — это вредная привычка? Почему? Потому что нужно достать тортик, бутылочку шампанского и — выпить.
Может, это хорошо, а может, плохо…
Сергей Ч.:
Может, и жить — вредная привычка? :)
Евгений:
Насколько вредные привычки влияют на нашу повседневную жизнь, вообще, что это такое — вредная привычка, это можно было прочитать в аннотации к нашему занятию, т.е. шаблоны, стереотипы, все, соответственно, завязано на цементировании энергии, которое позволяет внедрять привычки в нашу жизнь и т.д.
Но, это не то, что я хотел сказать. Сегодня тему занятия — эксклюзивную тему занятия — разъясняет ведущий — Александр Набабкин (духовное имя Саошиант)…
Впервые — только у нас, и только мы, и только сейчас, только сегодня в 13 часов :-)Что это такое, как это можно объяснить с позиции духовных законов, с позиции духа — сегодня и расскажет Александр Набабкин (духовное имя Саошиант).
Набабкин А.В. (Саошиант):
Для начала давайте попробуем разобрать, что такое вредные привычки. Время у нас сегодня ограничено, постараемся поменьше лить воды и побольше — конкретики. Хотел бы перед тем, как начну говорить я, <чтобы> немножко напрягли мозги вы и задали тон: что конкретно вы считаете вредными привычками?
Реплика (Аня):
Мы как всегда подходим с другой стороны к вопросу? :)
Набабкин А.В. (Саошиант):
Я-то подойду со своей стороны, а вы подходите, как положено…
Реплика (Аня):
Когда Вы спрашиваете, мы уже предполагаем какую-то закавыку… Надо подумать… Я не знаю, плохая ли привычка — извиняться все время?
Евгений:
Я знаю ответ, можно? То, что с позиции нравственности, но не морали — считается плохим с точки зрения… внутри себя самого, ты сделаешь плохо…
Елена М.:
Нет, а если не считаешь плохим внутри себя самого?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Это уже не привычка, это определенное качество какое-то. В привычке имеется в виду нечто автоматически происходящее. Аня правильно сказала, например.
Реплика:
Например, я пью кофе, я от него зависима, своего рода это — плохая привычка.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Принимаем… дальше… Сейчас мы узнаем все ваши грешки, тайные и явные :)
Лена Ш.:
Чрезмерное злоупотребление спиртными напитками, чрезмерное поедание вкусной пищи, от которой люди не могут отказаться, заедая тем самым какие-то свои страхи…
Елена М.:
Это зависимость…
Лена Ш.
Почему зависимость, это, может быть, привычка…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Еще что у нас вредностью считается, курение, например?
Реплика:
Само собой…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Я просто посмотрел кое на кого и озвучил :)
Реплика:
Так это же зависимость, кажется…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Так привычки, зависимости — это же и есть по сути смежные области, да.
Лена Ш.:
Мы же зависимы от своих привычек, потому и зависимость.
Оля Г.:
Привычка — вторая натура.
Набабкин А.В. (Саошиант):
А давайте теперь подумаем, копнем чуть-чуть поглубже… еда регулярная — это привычка или нет?
Реплика:
Да… да… привычка…
Реплика:
С одной стороны необходимость…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Ладно, копнем еще глубже. Это привычка, которая связана с потребностью. Есть другие привычки, которые связаны с потребностями, естественными потребностями организма: привычка спать, привычка заниматься любовью, ходить в туалет. Это тоже привычка, вызванная необходимостью.
А давайте подумаем, где грань между вредными привычками, не очень вредными и — явно вредными?
Реплика (Аня):
Без чего можно обойтись
Реплика:
Все, что <через меру> тогда уже идет вред.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Это аргумент. И это правильный аргумент, вернее, один из правильных аргументов: все то, что до определенных границ является полезным, после перехода этих границ становится вредным.
Реплика Алексей:
А кто определяет где границы?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Вот на эту тему сейчас тоже будем говорить: где же границы, где этот баланс? Потому что для одного, для меня, например, 100 гр. водки это уже — уи-и-их — с копыт долой, а для другого, у которого 100 с лишним кг, для него 100 гр. водки это так — ничто. Его кровь даже не заметит присутствия там чего-то такого.
Мы с вами только что дружно пришли к выводу, о том, что жить — это вредная привычка… (смеется) по сути. Практически две трети того, чем мы занимаемся автоматически в своей жизни — это привычки. А степень того, вредные они или не вредные, определяет доза. То, что слишком много, слишком часто — то начинает приносить вред; то, что в норме и в каких-то приемлемых для нас рамках, границах, то мы вроде бы воспринимаем как благо.
Давайте теперь подумаем о такой вещи: на каком этапе, когда и в какой примерно момент происходит привыкание человека от полезной какой-то функции, какого-либо действия и переход в степень вредности.
Например, индейцы, для того, чтобы достигнуть какого-то такого интересного самадхического состояния, просветленного, состояния озарения, прозрения, общения с миром духов, употребляют что?
Реплика:
Курят….
Реплика:
Табак?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Да, да… они курят, добавляют табак, смеси других трав, еще что-то такое, т.е. определенные галлюциногенные травы и грибы, высушивают, перемалывают в разных комбинациях и получают нужный результат. Известная индейская трубка мира: все курнули, всем хорошо и дальше можно общаться :)
Реплика (Аня):
Как сейчас молодежь: марихуаны курнули и они могут общаться… А на трезвую голову — только в компьютере.
<Смех…>
Набабкин А.В. (Саошиант):
То есть, потихоньку возвращаемся, скатываемся к первобытному уровню…
Но вот давайте опять же попробуем подумать над этим вопросом: где примерно пролегает эта граница? Ваши варианты. Когда можно допустить, что человек уже переступает границу, и не он над этой привычкой, а эта привычка над ним?
Реплика (Алексей):
Когда до автоматизма доходит…
Реплика (Аня):
Есть же изначально вредные привычки: курение, выпивка и т.д. без чего можно вообще обойтись, и грань там уже не имеет значения.
Реплика:
Ну почему, можно только попробовать, не понравилось — и ты не будешь… А когда ты уже не можешь, тогда это уже становится привычкой. Когда делает для чего-то (раста вот для чего-то), а потом уже, когда это не надо, а это все равно происходит, вот здесь вот границу переступили.
Реплика (Аня):
Поэт, напился, накурился, понял, что без этого не может, и успокоился… все, вошло в привычку.
Набабкин А.В. (Саошиант):
В общем, берем большую совковую лопату и копаем глубоко, насколько можно. Картина получается следующая: вредные привычки — это некие действия, которые сами по себе вредными не являются. Вредными они становятся тогда, когда включается механизм нашей психологической привязки к какому-либо действию. Это действие, дающее нам определенный эффект, как правило — эффект ощущения чего-то приятного, но — забирающее от нас силы, в конечном итоге.
Т.е. это — эффект аккумуляции, усиления какого-то нашего потенциала. Что делают наркотики? Они сами по себе никакого, практически, воздействия практически не оказывают, они не являются вредными. Что делают наркотики?
Реплика (Аня):
Отключают ум, можно сказать…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Нет… Что делают наркотики, кто мне ответит?
Евгений:
Вводят в состояние галлюцинации…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Как они могут ввести в состояние галлюцинации?
Евгений:
Посредством всасывания в кровь определенных «гадостей»…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Хорошо. Что происходит с кровью, что происходит с организмом в это время?
Евгений:
Отравление…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Отравление?
Реплика (Сергей М.):
Активизация чрезмерная…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Происходит активизация жизненных процессов в организме. Они искусственным путем перевозбуждают нервную систему человека, перевозбуждают органику, вызывают совершенно другие химические реакции, не свойственные организму. Организм начинает вырабатывать огромное количество энергии для того, чтобы вот это, вошедшее в организм… ввести в какие-то рамки.
По сути, организм в момент воздействия наркотиков пытается выработать иммунитет.
Реплика (Лена Ш.):
Нейтрализовать его?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Понимаете, никто об этом никому не говорит, а на самом деле это так. Организм защищается и защищается чем? Он вызывает всплеск энергии. Всплеск энергии – это, значит, идет аккумуляция всего потенциала человека в каком-то определенном центре: это может быть сердечный центр, это может быть умственный центр, это может быть половой центр, какой угодно… либо — все вместе.
В этих центрах собирается вся энергетика человека и начинает перерабатывать вошедшее в человека нечто. В этот момент человек начинает испытывать вот эти наркотические ощущения, состояния.
Т.е. мы приходим к какому выводу? Организм борется на самом деле не с веществом, а с вызываемым этим веществом каким-то состоянием, которое его начинает разрушать. Но он это делает каким образом? Тем, что полностью забирает все силы у человека.
И чем страшен наркотик? Наркотик как раз этим-то и страшен: идет постоянное истощение энергетики человека. Почему человек потом становится раздражительным, нервным, бессердечным? У него просто нет энергии! Он все меньше и меньше становится полноценным и <постепенно теряет способность> адекватно реагировать на происходящее. Но, это же самое может произойти в любой другой ситуации: постоянные конфликты в семье, на работе, какие-то неурядицы, творческие неудачи — все, что угодно.
Человек психически истощается, он становится нервным, неуправляемым, он начинает постоянно болеть, у него постоянно… я могу по себе сказать — происходит защемление… какая-нибудь межреберная невралгия или защемление нервных окончаний в спине, в позвоночнике, еще что-нибудь там…
Вот эти сбои идут не просто так: истощение нервной системы и нервных сил человека.
Так вот. Здесь нам с вами нужно понять одну очень важную вещь. В момент, когда в нас что-то входит, наш организма всегда на это реагирует. Чем больше входит в нас раздражителей, тем больше будет вынужден наш организм (под организмом я понимаю не просто органику, я имею в виду полностью наш энергетический кокон), тем больше наш этот духовный кокон вынужден будет предпринимать какие-то действия, чтобы нейтрализовать вошедшую в нас силу.
Мы с вами разбирали на многих занятиях, я рассказывал, объяснял, что человек — это комплекс сил, энергий, значит, каждая из этих энергий должна, как войско, выполнить свое предназначение вот в этой битве и… когда два бойца бьются, кто-то побеждает.
Когда в нас входит чужеродная какая-то сила, происходит столкновение энергий (пишет на доске). То же самое, что я постоянно объясняю, когда мы входим в контакт с другим человеком, начинаем с ним очень плотно общаться, мы наполняемся его энергетикой, и потом происходят разные вещи, вплоть до того, что наш организм начнет бороться с этим, и пытаться из себя это вывести. В виде тошноты, в виде частого мочеиспускания, в виде поноса, рвоты, все, что угодно может произойти, когда идет невосприимчивость чужой энергетики.
Когда входит в нас что-нибудь органическое (мы начинаем с органики, потом перейдем к духовным вещам), то начинается война между этим и этим. Между ними — война (пишет на доске), а война это всегда — что? Война это всегда — активизация потребления материальных ресурсов. Чтобы победить, нужно как можно больше производить снарядов, пушек, танков, живых ресурсов, все это бросать на поле брани, жертвовать всем этим.
Т.е. идет работа на уничтожение. Задействуются огромные потенциалы, огромные ресурсы, и они практически все бросаются в огонь войны. Они все пережигаются, уничтожаются в процессе этого противостояния. Получается, в этот момент и происходит вот это — эффект привычки. То, через что человек потом просто так по своей собственной воле переступить не может.
Люди, которые прошли через войну, уже измениться не могут, они уже искалечены. У них психика совершенно другая, другое восприятие жизни, другое восприятие смерти, другое восприятие близких, они все по-другому видят, потому что пережили некий момент столкновения вот этих разных каких-то сил. И сами в этом поучаствовали на какой-то из сторон.
Получается какая картина дальше? Давайте сейчас вместе попробуем вспомнить и проанализировать такую вещь: что я называю вообще «Силами», управляющими силами, которые находятся в Мироздании и в пределах нашего тела?
Реплика (Аня):
Я этого от Вас еще не слышала.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Вот давайте, кто знает, кто слышал, от тех я и жду ответа. Что такое в нас – эти Силы? Что это? Что такое эти качества, которые нас наполняют, из которых мы состоим? Человек – это набор сил, набор качеств, характеристик, но что это такое?
Когда я говорю о том, что есть понятие богов, которые управляют Мирозданием, я говорю, что точно такая же аналогия распространяется на человека. В человеке все эти силы проявлены один в один. Любое наше качество, любая наша характеристика, любое наше устремление, желание, наклонность и прочее – диктуются свойствами этих наполняющих нас существ.
Следовательно, если происходит какое-либо привыкание, это значит – какое-то существо начинает доминировать над остальными. Так они все на равных, одни выполняют то, чтобы кровь бегала по организму, отвечают за это, другие отвечают за то, чтобы в мозгах нужные процессы происходили, третьи – в мочеполовой системе, четвертые – за энергетическую составляющую, пятые – за рост волос, за выработку гормонов.
Представьте себе такую картину: когда потребности одних начинают превосходить потребности всех остальных, это и начинает формировать какую-то вредную привычку. Что происходит с такой сущностью? Она начинает притягивать к себе остальные и их своей воле подчинять.
По сути зарождается очаг, больной очаг. Условно, скажем, клетка какая-то в организме. Но это – духовная клетка, которой нравится нечто испытывать, что-то такое с ней произошло, и она начинает вокруг себя все пытаться вовлечь в этот процесс: объяснить и доказать им, что это – классно.
В нашей жизни мы наблюдаем это сплошь и рядом. Как только кто-то что-то придумал или испробовал, ему это понравилось, он начинает что делать? Начинает навязывать это всем вокруг. Друзьям, родственникам, компаньонам своим, всем подряд навязывать какую-нибудь идею и говорить, как это классно. Все в мире построено по такому принципу.
Любое действие, когда кто-то что-то захотел, он начинает распространять на всех. Вот так же происходит в пределах нашего тела: когда кто-то начинает в чем-то доминировать, он пытается захватить власть и полностью подчинить все остальные существа, всю остальную энергетику человека себе.
Если это происходит дальше 12-го уровня, значит, процесс практически необратим. Вернуться обратно уже невозможно, практически невозможно, самостоятельно, потому что 12 уровней, 12 колен каких-то сил внутри человека – это уже определенная полнота сил, которые циклично работают.
Пока есть кто-то свободный, не задействованный в процесс, есть надежда, что если споткнутся все завоевания на нем, то замыкания не произойдет в этой системе, в этой цепи, и значит – процесс прекратится. Или, по крайней мере, не наберет слишком сильных оборотов.
Если же поражены полностью все эти 12 колен, идущих от этой какой-то духовной клеточки, то возвратиться назад без посторонней помощи невозможно. Посторонняя помощь – это силовое воздействие на психику этого человека, это полная переориентация этой клетки на что-то другое. Это очень сложный процесс.
Я объясняю сейчас с самых духовных глубин, чтобы были понятны механизмы – как все происходит. Как это практически, мы потом в конце тоже немного озвучим.
Как мы можем сказать, что у человека поражены все эти 12 переходных инстанций? Какие могут быть признаки этого?
Где у нас резинка?
Реплика (Сергей М.):
Пока ищут резинку… получился скорпион зеленый (на доске, где изображена изогнутая цепь клеток): внизу хвост с крючком :)
Набабкин А.В. (Саошиант):
Какие-то отличительные особенности для такого человека в чем? В том, что он замкнут сам на себе, он не воспринимает внешних влияний…
(пишет на доске):
Это раковая клетка, можно сказать, это ее характеристики, но только это – духовная раковая клетка. Поэтому вредная привычка имеет снаружи вид вредной привычки, а на самом деле это – болезнь, это очень страшная болезнь поражения духовной клетки какой-либо насильственно захватившей ее идеей, энергией, сущностью, чем угодно.
Диктат этот может происходить от разных вещей:
Способов борьбы с вредными привычками не так уж много. Скажем, наркоманы что делают? Есть определенные методики очищения крови: промывают кровь полностью, чтобы вывести из организма яд, к которому привык человек и, тем самым, – временно погасить у него желание этого, потому что мы всегда хотим подпитывать то, что в нас уже есть.
Если мы чем-то наполнились, нам нужно постоянно это подпитывать, причем это происходит и на органическом уровне (если у нас есть тело, нужно его кормить, причем – в совершенно определенном количестве, чтобы содержать ту массу, которая у нас есть: хотим сделать массу больше – будем кушать больше).
Если у нас это энергетическое желание — азарта, еще чего-то, мы будем заниматься чем? Игровыми автоматами, развлечениями, ипподромами, казино и все такое прочее — жажда острых ощущений — это психологическая зависимость, но это уже всегда подпитывание того, что есть в самом человеке. Человек просто подкармливает в себе то, что он уже взрастил: оно требует пищи — человек этому начинает служить.
Теперь возникает вопрос: когда мы перестаем хотеть кушать? Знаете, когда?
Реплика:
Когда наелись…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Когда наелись, но ненадолго.
Реплика:
Когда перестаем тратить энергию…
Реплика:
Когда спим…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Второй вариант: когда мы перестаем тратить энергию, нам меньше хочется кушать, не вообще не хотим, просто хотим меньше …
Реплика:
Когда заболели…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Когда заболели – третий вариант. Четвертый вариант?
Реплика (Евгений):
Когда желания соответствуют возможностям…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Неправильный вариант…
Реплика:
А если возможностей нет…
Реплика (Сергей Ч.)
Еще, когда человек сознательно голодает для того, чтобы получить определенный физический и духовный результат…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Вот… об этом я как раз и хочу сказать, недаром оно прозвучало последним, потому что это – один из самых главных моментов. Мы перестаем хотеть что-либо тогда, когда мы перестаем его кормить! На первых порах мы очень хотим, потом мы хотим меньше, потом мы вообще почти не хотим. В конце концов мы понимаем, что без этого можно обойтись.
Люди, которые голодают, примерно после десятого — двадцатого дня ощущают, что организм на самом деле в пище не нуждается, как это кажется. Организм переключается на какие-то иные источники питания, входит в какое-то состояние, когда органика не истощается, а начинает сама себя обеспечивать в чистом виде энергетическим питанием.
Этот момент стоит того, чтобы его испытать, но испытывает его мало кто. Всем кажется, что если не покормишься, то вроде как жизнь <теряет смысл>. Вот эта привычка держится только на том, что когда мы чего-то хотим – мы обязательно это получаем любой ценой. Если мы этого не получаем, начинается бунт, нас начинает колбасить, у нас душевный, телесный раздрай и прочее.
Если мы этот момент преодолели, психологический (это момент психологический) если мы его преодолели путем… там… приковали кого-то наручниками к батарее и не дали ему несколько дней поесть, попить, покурить… (смеется), то потом происходит перелом…
Реплика:
На цепь…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Да, на цепь посадить… кое-кто знаток в этих вопросах… (общий смех), мог бы больше меня рассказать…
Вот тогда, получается, происходит перелом, человеку ничего не остается, кроме как начать сохранять свою энергию. Та энергия, которая требует питания, начинает визжать, страдать, метаться, потом она так… сдыхивается <сдувается, съеживается> и перестает мучить человека, перестает требовать подпитки в этом, происходит прозрение: после этого человек понимает, что это не он сам хочет, а это нечто – в нем, что требует вот этого, вот этой подпитки. Но – это не есть он сам.
Он понимает, что это что-то в нем, но оно – само по себе. Это связано с любым действием: с половыми отношениями, с жаждой того же самого азарта, приключений, авантюр каких-то (люди ко всему такому тоже привыкают), связано с алкоголем, с табакокурением… с чем еще, какие привычки вредные назывались?
Реплика (Сергей Ч.):
Война, политика, экономика — все, что преобладает над сознанием человека…
Реплика (Аня):
Зависимости всякие нехорошие…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Да. Исходя из этого, то, что называют какими-нибудь маниакальными зависимостями – это вредная привычка, которая захватила полностью не одну какую-то клетку, починившую себе все, а уже выстроена определенная структура, которая управляет человеком помимо его собственной воли. Его воля подменяется некой энергетической сущностью, которая начинает управлять этим человеком.
Тем самым любое действие, которое он совершает, совершает с этой маниакальной одержимостью. Он полностью подчинен какой-то зависимости, какой-то тяге и какой-то одержимости своего рода. Это на внутреннем, душевном уровне. Как психологи говорят – на психологическом.
Это своего рода психическая зависимость. Тут такой момент: у нас есть несколько наших начал. Есть волевое начало, оно стоит выше психического, потом идет психическое, потом органическое. Органическое – это то, о чем мы рассказывали, то, что происходит на уровне клеток. Каждая клетка — чем ее наполняешь, чем ее кормишь, — так она себя и ведет, так она себя и чувствует. Отсюда так важно, что мы пьем, что мы едим и чем мы дышим, потому что это – непосредственный строительный материал для клеток. Из чего клетка состоит, только то она и сможет воспринимать, по сути.
Во-вторых, получается: все те моменты, которые происходят на психическом уровне (то, что мы слышим, то, что мы видим, то, во что мы верим, то, что нам интересно) — это некие моменты, которые обуславливают наше взаимодействие с окружающим миром.
А вот волевые начала, которые превыше всего, — это те начала, которые сформированы нашим опытом, нашими поступками, нашей силой, нашим бесстрашием за очень большие промежутки времени, иногда даже с прошлых жизней. Вот воля формируется не прямо здесь и сейчас, она сформировалась раньше когда-то: мы совершали какие-то поступки, преодолевали какие-то свои слабости, боролись с чем-то или какие-то недостатки устраняли – вырабатывалось волевое начало.
Чем больше волевое начало, тем больше вероятность, что человек сможет контролировать свои психические зависимости. Зависимости приходят ко всем без исключения: мы все проходим через те или иные вредные привычки, и мы все, так или иначе, поддаемся искушению захотеть чего-то такого, что до этого мы еще не хотели.
Постоянный прессинг из внешнего мира — и мы открываемся чему-то, что создает иллюзию возможностей, желаний, новизны ощущений, еще чего-нибудь. Человек в это легко вовлекается, особенно если он молодой, энергичный. У него много энергии, ему много хочется такого в жизни попробовать.
Недаром у нас сейчас молодежь придерживается девиза: «живем один раз — попробуй все». Вот они и начинают пробовать. Но не понимают одной важной вещи: своими поступками, своими действиями они расходуют свою энергию и расходуют ее не просто так, а связывают ее с чем-то. Эта энергия потом будет зависима в них.
Ни одно действие, ни одна мысль, ни одно побуждение не останется безнаказанным. Все, что ты сделаешь осознанно, потом на тебе же и скажется… со временем. Какую-то ситуацию в твою жизнь притянет, какие-нибудь разочарования, боли – все это будет потом по полной программе.
Какой из этого вытекает вывод? Единственный правильный способ избавиться от вредных привычек — это не поддаваться искушениям. Искушениям не поддается исключительно тот человек, который знает себе цену и у которого достаточно богатый внутренний мир и высокая шкала морально-нравственных ценностей.
Такой человек искушению не поддается не в силу того, что он верит в какие-то абстрактные истины, а потому, что у него – богатый опыт. Этот опыт из прошлых жизней. Он это все уже проходил: когда-нибудь, где-нибудь он это все пробовал, теперь ему пробовать это не надо.
Он знает на интуитивно-подсознательном уровне, что за маленькое, короткое промежуточное удовольствие придется платить огромным куском своей жизни – через страдания, боли, разочарования, неприятности, конфликты и прочее.
Такой человек просто автоматически избегает таких ситуаций. Более того, он не только избегает сам, а окружающий мир так простраивается, что ему этих искушений практически не создает. Нет надобности работать с этим человеком в рамках искушений.
Это было бы просто потерей энергии, в духовных мирах она <потеря энергии>,бессмысленна. В духовных мирах происходит то, что должно приносить нужный результат. Если этот человек уже имел этот результат в прошлом, зачем повторять то же самое?
Это – то же самое, что взять десятиклассника и поместить во второй класс – какой смысл? Улавливаете, да? Смысла ну ни малейшего нет, это просто глупость была бы. Поэтому человек, который все это прошел, пережил… как раз показатель этого и есть – глубокая внутренняя оценочная шкала.
Такого человека нельзя уже сбить с чего-то, он хорошо ориентируется: может ошибаться в каких-то частностях, но, в общем – он всегда все равно на какой-то высоте.
Поэтому первый путь – не поддаваться искушениям – он в основном как благое пожелание. Этому могут не поддаваться лишь люди, которые уже раньше поддавались и теперь чего-то достигли, у которых внутренний духовный мир уже достаточно высок.
А что делать тем, у которых он недостаточно высок? Которые недостаточно испытывали этого опыта? По этой логике получается – им надо это пройти?
Реплика (Аня):
Либо иметь хорошего наставника…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Так вот второй парадокс – мы любим парадоксы – второй парадокс этой всей ситуации в том, что те люди, которые не проходили этого опыта – должны его пройти. Они должны попробовать. Но это не значит, что они должны попробовать это…
Реплика (Сергей М.):
Они еще не узнали пользу вреда…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Да, тут недавно прозвучала от Сережи фраза классная: «они еще не знают пользу вреда», т.е. эти люди должны узнать пользу вреда (смеется). Имеется в виду что? Человек, который что-то пробует, должен определить: а соленое это или горькое, а сладкое это или кислое, иначе он просто не будет понимать – что это.
Для того чтобы в нем сформировались интуитивные правильные отношения к окружающей действительности, он должен с этим близко столкнуться. Соответственно, этот человек должен быть готов и к искушениям и к каким-то неправильным поступкам, ошибкам и прочее, прочее…
Но вот это –и есть контингент для людей, которые попадают затем в категорию… святых. Вы знаете историю? В основном все святые – бывшие грешники. Если кто-то хоть чуть-чуть изучал вопросы православия и другие… очень многие святые как раз приходят к этому состоянию через опускание до какого-то низшего уровня, после чего у них что-то происходит, и они…
Взять, например (я не скажу, что это святой, но пример ближайший, который мне приходит, который все знают), — Порфирий Иванов – человек, который бросил вызов природе, сколько времени ходил в одних шортах и зимой, и летом, который лечил других людей, водой холодной обливая, ничего ж, по сути, не делая…
А он же начинал как бандит, как какой-то там… в общем у него биография была веселая, еще та… лет до тридцати, пока он не заболел раком, по-моему, и каким-то образом себя не вылечил. Т.е. он прошел вот этот путь: он дошел до апогея, когда та сущность, которой он подчинялся, захватила какую-то часть его естества, и понял, что дальнейшее подчинение этому – это смерть, это – гибель, это – деградация полная.
В его душе произошел какой-то взрыв, перелом, еще что-то, и только после перелома, после взрыва человек, напробовавшийся всего и знающий этому цену, может объективно становиться святым, потому что вот это над ним власти уже не имеет. Он пробовал, он знает цену, ему это уже не надо, ему это не интересно.
Человек, который находится под влиянием вредных привычек – это гораздо лучший человек, чем тот, который… третий, знаете, кто тут будет написан? (пишет на доске)
Это – третья категория людей, которые – самые бедные и самые несчастные. Вот эта категория людей, которые внешне могут быть хорошими, никаких плохих поступков не совершают, ни в каких грехах не замечены, ни каких оргиях – нигде, никогда они не поучаствовали. И вообще они из себя все положительные и всех кругом учат, как правильно жить, как правильно Богу служить, а реально – они не знают цену ни себе, ни вот этому, ни вот этому (показывает на доске).
Они не потому не делают или не подпадают под эти состояния, что они это прошли когда-то, а потому, что у них реально есть некая планка и они реально понимают, что отступить от этой планки – означает утратить… что? Как вы думаете, что они утрачивают и что их держит в этом состоянии, что их заставляет?
Думаете – морально-нравственные ценности?
Реплика:
Иллюзии…
Реплика (Сергей Ч.)
Мнение общества…
Реплика (Аня):
Когда мы дорожим мнением других людей…
Набабкин А.В. (Саошиант):
А что такое, когда мы дорожим мнением других людей в человеке?
Реплика (Аня):
Неуверенность в себе…
Набабкин А.В. (Саошиант):
На низшем уровне это – тщеславие. На высшем уровне это что?
Реплика (Оля Г.):
Независимость…
Набабкин А.В. (Саошиант):
На высшем уровне это – гордыня. Гордыня – это самый страшный смертный грех. Против гордыни Богу бороться нечем. Он не может никакой аргумент выдвинуть для человека, пораженного гордыней, потому что гордыня – это полное отвергание Бога. Когда человек себя ставит во главу угла и считается только с собой, а все вокруг использует для того, чтобы себе же подтверждать свою правоту.
Это та же самая раковая клетка. Система, которая замкнута сама на себе и обслуживает только сама себя. Поэтому на пути борьбы с привычками, вредными, вот с этой категорией людей (показывает на доске), бороться с вредными привычками — это значит заставлять их в эти привычки вообще попадать.
Им еще долго и долго этот путь проходить, они, может, будут не одну жизнь в этом во всем. Вот с этими людьми <которые поддались вредным привычкам> попроще, потому что к таким людям приходят пророки, целители, и прочие, которые их из этого состояния вытаскивают.
Это те люди, с которыми, например, имел дело Иисус, когда он ходил и лечил людей. Они исцелялись, потому что были в состоянии тех, кто пробовал, кто уже погружался ниже некуда — и потом начиналось желание перемен.
Им давалась возможность — «прощаются вам грехи ваши». Все – программа аннулируется, после этого запускается программа человека, который по-другому видит жизнь, ему это все уже неинтересно, он – другой. Болезнь, соответственно, исчезает, как следствие «наказания» или обучения человека на пути. Оттуда и исцеление.
Исцелить вот этих (показывает на доске) от чего-либо невозможно, поэтому Иисус, если вы помните, в притчах и везде, постоянно делал упор <на то>, что самая непробиваемая категория – лицемеры! То же самое делал пророк Мухаммед.
Это люди, которых надо сначала опустить в грех, а это очень тяжело – они сопротивляются. Их внешне в грех опустить нельзя. Их можно опустить в грех только одним способом, и знаете каким? Я помолчу, а вы скажете мне… как можно этих людей заставить усомниться в их правоте, и сделать так, чтобы они почувствовали себя грешниками?
Реплика (Аня):
Как-то убедить, привести какой-то пример…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Не работает, они будут все отфутболивать, они же – самые правильные…
Как выбить у них почву из-под ног?
Реплика:
Поместить в то окружение, где… другое…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Золотые слова! Они должны попасть в то окружение, где есть определенные ценности тех людей, которые реально что-то преодолели, потому что их энергетика не принимает энергетику тех людей. Они же должны быть выше всех, они должны быть самые правильные.
Но когда ценны не те, которые вот эти (показывает на доске) – уже хорошие, а те, которые как бы плохие, но становятся хорошими – день изо дня… и таких все больше, и больше, и больше, вот эти (лицемеры — показывает на доске) начинают испытывать дискомфорт.
Они становятся белыми воронами. И они понимают, что надо что-то делать, они реально втягиваются в «плохие» (якобы для себя) поступки, через эти поступки втягиваются в понимание, что, может быть, эти поступки – не такие-то и плохие. Т.е. они начинают что-то делать им не свойственное.
Вот таким образом. Коллективное сознание их может поменять. Вот этих (вторых) меняет индивидуальное сознание, вот этих (третьих) – только коллективное. Без массового явления лицемеров не раскачать, не вывести из равновесия, и гордыню не уязвить.
А тут (у вторых) все происходит на индивидуальном уровне, а тут (у первых) –идет работа в чистом виде с Божественного уровня. Тут (показывает на доске) людям дается какая-то информация для хоть какого-то продвижения вперед, эти (показывает на доске) топчутся на месте, эти (показывает на доске) пытаются сдвигаться, а эти (показывает на доске) – уже двигают эволюцию человечества чуть-чуть вперед, выше.
Следовательно, людей можно разделять на несколько категорий, исходя из этого – понимать те программы, которые люди выполняют. Те люди, которые двигают эволюцию, реально двигают эволюцию человечества, эти люди – не зависят от привычек, ни от каких. Над ними никакая привычка не имеет власти.
Они могут ошибаться, какие-то даже иметь плохие привычки, потом от них также легко отказываться, т.е. они – маневренные, эти люди. Над ними эти силы власть не имеют, потому что они уже над ними когда-то получили власть.
Поэтому, например, бессмысленно обвинять, скажем, Мухаммеда в том, что у него было двенадцать жен. Не жены были над ситуацией, а он был над ситуацией, понимаете, в чем разница? Или наоборот – любой другой мусульманин, который только и хотел добраться до теплого женского тела (чем больше – тем лучше), для него это было бы гибельно. Для его нравственности, для его порядочности, для его представлений. Разницу понимаете, о чем я говорю?
Человек, который преодолевает все в себе где-то, когда-то — на него никакие действия не оказывают влияния, он – над ними. Он этими привычками управляет, и он их под себя подстраивает. Внешне они могут иметь какую угодно неблаговидную форму в какой-то среде, но, тем не менее, это получается уже какое-то благо.
Как, скажем, Авраам. Что он, нормальный что ли: пошел своего сына в жертву приносить? Это мы сейчас знаем, что он хотел Богу показать свою преданность, и мы теперь понимаем и говорим: «О, вот это да! собственного сына пойти – в жертву принести!»
И только в последний момент Бог через Ангела руку его остановил — в Библии написано. А теперь давайте реально задумаемся: живет у вас сосед, который во что-то верит, и вдруг он говорит: «Все, сегодня я своего сына принесу в жертву Богу!»
Реплика (Аня):
Так недавно был такой случай…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Как вы будете это воспринимать?
Реплика (Аня):
В новостях недавно то же самое…
Набабкин А.В. (Саошиант):
По меньшей мере вы будете воспринимать это как сатанизм какой-то, правильно же?
Реплика (Аня):
В психиатрическую больницу…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Тем не менее, на религии Авраама, на религии человека, которого сейчас можно было бы поместить в психиатрическую больницу, построена вся идеология иудео-христианского, арабского мира. Именно на религии Авраама, человека, который сумел преодолеть в себе что-то, и готов был отдать самое дорогое ради чего-то Высшего, что он чувствовал, но, может, не мог даже другим объяснить.
И что, думаете, что на самом деле были какие-то голоса, что он шел, сел, вытащил нож, услышал голос и Ангел руку ему схватил? Думаете — так было? Это же все происходило в душе у человека, это же его внутренние психические процессы: преодоления чего-то в себе.
Каких-то своих страхов, каких-то сомнений, каких-то пороков, грехов. Когда он сделал над собой усилие и все это преодолел — в этот момент он занес руку и готов был убить своего собственного сына – самое дорогое, что у него есть – и в этот момент у него озарение, он понимает, что это – больше не имеет над ним власти, он свободен от всего. Убить, конечно, можно, но это уже будет бессмысленная жертва. Он понимает, что он уже выше всего этого.
Все, над ним больше ничто не висит, и никакого греха ему в зачет не идет. А раз нет греха, значит, – зачем жертва? Грех преодолевается в сознании, а не просто действием! Действием достаточно обозначить свою готовность, свою решимость что-либо совершить.
Если этой решимости достаточно, любая вредная привычка будет автоматически аннулирована, и ты от зависимости от нее освобождаешься. Соответственно – освобождаешься от власти греха, от тех сил, которые тебе это подбросили, и тебя этому подчинили, от этой привычки, от этой зависимости, от необходимости это все повторять и от болезни, которая порождена вот этим всем.
А обязательно какая-нибудь болезнь будет присутствовать <если пойти по пути греха>.
Но я не призываю к тому, что… если вы, например, курите – выйти на балкон и сказать: «Боже, это такая вредная привычка, прыгну…»
Реплика (Аня):
Принесу жертву…
Набабкин А.В. (Саошиант):
«…принесу Тебе жертву, прыгну-ка я с десятого этажа!»… и так встать на балкон, и решить: нужен ты Богу в таком качестве или нет? (смеется) И когда сорвался, понял, что… можно было и не прыгать…
Реплика (Сергей М.)
Анекдот же есть такой…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Какой анекдот?
Реплика (Сергей М.)
Был мужик, который все грешил, потом в очередной раз пришел к любовнице, его застали, он прыгает с балкона, летит и думает: что же я такой… негодяй… ну как, вот… у меня дети, жена… все же хорошо, что я вот это?… Господи, прости! Бах, и – в сугроб упал. Встает, отряхивается: «Приходят же дурные мысли в голову!»
Реплика (Лена М.):
Всего 10 секунд летел, а столько дурных мыслей!
Набабкин А.В. (Саошиант):
Последние минуты жизни — сколько всего проворачивается в голове.
Исходя из всей этой схемы, которую я вам только что обрисовал, получается, что людей без вредных привычек не бывает.
Просто состояние вредных привычек – на разных фазах находится: у одних это уже преодоленные привычки, и они имеют над ними власть, умеют ими пользоваться без вреда для себя – верхние (показывает на доске – первые), которые не поддаются искушениям, либо поддаются, но для них это не искушение.
Либо люди, которые пробуют, опускаются все ниже и ниже, доходят до состояния полных грешников, потом взрыв, пик, полное изменение личности.
Либо – лицемеры и гордецы, которым до духовного состояния, до понимания смысла жизни и Бога – как до Китая пешком, а то и дальше – как до Луны на вертолете…
Реплика (Сергей М.):
Лопасти отвалятся…
Набабкин А.В. (Саошиант):
(смеется) Там не только лопасти, там все отвалится по пути, что можно.
Подводя своего рода итог этому всему, сегодня озвученному, давайте попробуем разобрать некоторые ситуации. Я бы хотел, чтобы ситуации разбирались не просто абстрактно, я могу много абстракций приводить, давайте поближе к какой-то конкретике. Интереснее получится.
Давайте, поближе к конкретике. Каждый из вас ежедневно сталкивается с какими-то людьми, с самим собой, с какими-то привычками вредными. Всех все равно так или иначе волнует: как это преодолеть.
Есть много вредных привычек. Капризы – это тоже вредные привычки. Я не знаю… тупо привлекать к себе внимание людей – это тоже вредная привычка. Есть люди, которые шутками, прибаутками, болтовней бесконечной любят вокруг себя все время заворачивать внимание.
Можно подумать, что способов борьбы с разными вредными привычками – масса, что они все разные. На самом деле, они все не разные, они все сводятся к одному и тому же. Как вы думаете, к чему? Исходя из того, что говорилось, естественно.
Реплика (Сергей М.):
Как минимум – к осознанию того, что она есть.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Допустим, человек осознает…
Реплика (Аня):
Дальше работая над собой…
Реплика:
Потом определяем, из какой мы категории (смех)…и потом определяем дальше способ…
Реплика (Оля Г.):
Есть же люди, которые говорят: «Да, я знаю, что это вредно, но мне нравится, я все равно буду.»
Набабкин А.В. (Саошиант):
Вот поэтому… совершенно правильно, я и хочу сейчас об этом сказать: что человека надо сначала заставить захотеть что-либо изменить. Просто так никто от своих вредных привычек не отказывается, только под влиянием какого-то стимула.
Поэтому нужно создать человеку стимул. Причем стимул создают человеку не обязательно люди: одни – другим. Стимул иногда создают оттуда, Свыше: какими-то обстоятельствами, какими-нибудь кризисными ситуациями…
Реплика (Аня):
У меня тетя курила с 18 лет, инфаркт – перестала курить.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Хороший момент, да… (смеется). Стимульнули так стимульнули… Что-то типа того, да. Получается, что когда у человека появляется стимул, дальше он начинает искать способы, как с этим бороться, правильно?
Реплика (Евгений):
А есть еще и страх, а не стимул. Если врач говорит…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Так страх – это тоже один из стимулов…
Реплика (Аня):
Страх бывает не таким сильным…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Можно разобрать, что такое стимул. Человек, может быть пил, гулял, а тут – красивая девушка, влюбился, женился, и все — для него это может быть стимулом, и он прекратит это делать. По крайней мере, до какого-то времени, пока он в новые проблемы не войдет, и не захочет эти привычки вернуть назад.
Реплика:
Стимул, это, наверное, не для всех.
Реплика:
Для каждого – свой просто.
Реплика (Лена Ш.)
Многие курильщики говорят: «А не проблема, я просто не хочу бросать!»
Реплика:
«Мне нравится»
Реплика (Лена Ш.)
Нет, не нравится: «Я знаю, что это вредно, это у меня не привычка». Так же и те, которые выпивают, очень часто это делают: «Я в любой момент могу бросить!» Которые даже не понимают, что это такое.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Правильно! А с чего это я должен считать, что кушать – это вредная привычка? А они воспринимают покурить – как покушать. Это не является вредной привычкой до того момента, пока у человека не возникает внутреннего душевного дискомфорта от тех действий, которые он совершает.
Этот душевный дискомфорт возникает только в том случае, когда он входит в диссонанс с чем-то или с кем-то рядом с собой, правильно же?
Например, он курил и все было замечательно, а потом женился на красавице, она ему говорит: «Я не буду с тобой целоваться, потому что у тебя изо рта воняет!» Все, у человека диссонанс, он понимает, что надо выбирать: или сигарета, или – любимые губы.
Это один из примеров стимула…
Реплика (Лена Ш.):
А если он начинает искать другие губы, но не бросает привычку?
Реплика (Сергей М.):
И засовывает в них сигарету тоже!
(смех)
Набабкин А.В. (Саошиант):
Тоже вариант :)
Реплика (Оля Г.):
У меня, например, была такая ситуация: мой брат очень любил выпить. Прямо был период, все уже… мама говорила: все, он уже становится алкоголиком. Потом уже дети подросли, учились они в Питере. Приехали на каникулы, поехали куда-то на пикник, и жена ему говорит: «Петька, ну вот представь себе – дети приехали на неделю, каждый день ты пьяный. Они сейчас уедут, что они запомнят?»
Он говорит: «Брошу пить». Она: «Так брось!» Он взял – и бросил. Уже несколько лет. Мы даже сами удивлялись. Такой произошел момент.
Реплика:
Так правильно, потому что стимул был!
Реплика (Аня):
А надолго?
Реплика (Оля Г.):
Да.
Набабкин А.В. (Саошиант):
И вот теперь еще давайте подумаем: вы думаете, это произошло одномоментно? Это не произошло только по мановению волшебной палочки! Значит, в душе у этого человека давно назревала какая-то необходимость, и он уже искал повод.
Лишь тогда, когда человек сам ищет повод, и ему этот повод жизнь предоставляет, тогда он с радостью им воспользуется. Он уже сам был недоволен, неудовлетворен где-то, и уже его самого это давно тяготило, но не было достаточной внешней аргументации, чтобы что-то поменять.
Когда это происходит естественным путем, человек иногда даже с радостью это принимает. Опять же в тот момент, когда эта стимуляция для него очень важна. Если ему чисто нотации читают: «Если ты будешь, то – вот…!» — это не действует.
Реплика (Оля Г.):
И нотации читали, и плакали, и мама звонила, и всякое такое, а тут вот какая-то такая ситуация, вроде невзначай, вот и получилось…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Это не совсем невзначай, он долго к этому готовился, долго к этому шел. Он был готов, достаточно было чиркнуть спичкой, и всё.
Любая вредная привычка, еще раз говорю, она тогда исчезает, когда у человека появляется достаточная жизненная мотивация, когда он сам внутри готов с этой привычкой расстаться, потому что это – определенная сила, довлеющая над человеком.
Это не просто действие механическое. Это служение вот этим невидимым управляющим силам, которые входят в человека (как я говорил в начале).
И если человек приобретает власть постепенно над этим, то потом ему легко этот шаг совершить: раз — и оно уже не над ним. Тут такой момент подмены какой-нибудь или клин клином выбивается иногда, или бывает так, что человек совершает какое-то суррогатное действие до тех пор, пока не появляется полноценное действие этого же самого.
Тогда эта вредная привычка отпадает сама по себе, потому что она даже и не была, может быть, вредной, она просто была суррогатной заменой чего-то такого, в чем он нуждался. Как, например, происходит в жизни молодых людей, когда они, скажем, онанизмом занимаются. Потом вступают в брак – и всё, они забывают, что это такое вообще.
Или, например, девушки молодые боялись мужчин, брака, еще чего-то, они чуть ли не лесбиянством занимаются. Потом – раз, встретили нормальных мужиков — и вообще забыли, что в их биографии были такие эпизоды.
Не потому, что они совсем не такие, не правильные, а потому, что они пытались что-то заменять, исходя из тех условий, в которые их жизнь помещала. Как только жизнь поместила в другие условия, появилось – подлинное, то, что нужно, настоящее, вредная привычка отпадает сама.
Если человек курил сигареты, а потом начал курить гашиш, то он сигареты, естественно, бросит, ему уже будет неинтересно. (смеется) (Это была шутка, если кто-то не понял) :-)
Реплика (Сергей М.):
Получается, чтобы победить какую-то привычку, надо чтобы выработалась антисила, которая сильнее этой?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Да, и которая более естественна. Которая такая же привычка, но она в жизни – как норма. Она не только потребляет твои энергии, твои силы и разрушает тебя, но она – наоборот – дает тебе силы. Таким образом все привычки делятся на две категории: на те, которые у нас силы выкачивают, и на те, которые нас силами наполняют. Они тоже забирают, но еще и дают.
В основном таким образом можно и понять: вредная привычка или полезная. Если тебе от нее комфортно, ты от нее получаешь полное удовлетворение, тебе здорово, ты наполняешься силами, вдохновляешься и при этом не разрушается твое тело, твоя душа и прочее – да хоть ты там на ушах стой каждый день и вообще ходи на руках вместо ног…
Реплика (Сергей М.):
Вот моржи есть, каждый день купаются — тоже привычка получается?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Конечно, да. И тоже зависимость определенная, и даже организм перестраивается по-своему под это.
Я, например, сторонник того, чтобы люди больше в первой категории находились, чтобы они были — над привычками, поэтому я всегда говорю, что если что-то вы начинаете делать регулярно, попробуйте этого потом не делать. Потому что нужно все равно заставлять себя выходить из какого-то привычного состояния, и что-то другое делать, чтобы какая-то сила не брала вас слишком в оборот.
Человек когда на чем-то зацикливается – это все — как заезженная пластинка, он не может дальше развиваться. Если, скажем, стал моржевать, вот это он моржует, я уже считаю, что это вредн. Какое-то время или хотя бы с какой-то редкой периодичностью, да – оно на пользу, иначе – это уже стимуляция своего организма для определенных состояний.
Реплика (Оля Г.):
Вопрос такой: вот сейчас говорили уже про игроманию и много детей, которые зависят от игр… уходят просто… вот как с этим бороться?
Реплика (Лена М.):
И не только детей…
Реплика (Оля Г.):
Ну, понятно… взрослые пускай борются сами… даже показывали, была какая-то передача – ребёнок даже отца убил за то, что он ему запретил играть на компьютере…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Это серьезная тема, очень. И у нее тоже есть свое объяснение, потому что дети, которые сейчас уходят в компьютерные игры – это примерно те же самые дети, которые раньше чем занимались?
Реплика:
Может, клей нюхали? (смех)
Набабкин А.В. (Саошиант):
Во времена Советского союза, например…
Реплика:
Во дворе бегали…
Реплика:
Нет, во дворе бегать – это независимость…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Я лично приравниваю это к тому же самому, что дети раньше собирались в группы и играли в футбол или ходили на какие-то там…
Например, у нас, помню, были такие группы, которые подчищали сады. Это не считалось плохим, это так – развлечение. Людям свойственно испытывать определенные состояния, ради этого состояния человек готов пожертвовать всем.
Если он во внешнем мире этого состояния не испытывает, он идет во внутренний мир. Компьютеры предоставили людям возможность уходить в свой внутренний мир, в свои собственные переживания, создавая иллюзию реальности.
Раньше те же самые иллюзии давали… я помню, наши ребята постоянно, когда надо, когда не надо, когда можно, когда не можно – все время бежали в футбол играть, а я не мог их понять. Это же определенное состояние, это адреналин в организме, человек привыкает к этому. Все – они уже не могут без футбола, в любой обстановке, им нужен мяч, чуть-чуть малейшая <возможность> они все – уже в футбол гоняют.
Это ничуть не меньшая зависимость. Многие из них даже потом пошли в физкультурный институт, только чтоб вот этим же заниматься, после школы.
Реплика (Аня):
А компьютерные игры – это и не есть какие-то суррогатные испытания эмоций?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Опять же все относительно. Чем футбол отличается от компьютерных игр? Только тем, что в футболе еще задействуется тело. А на самом деле там задействуются эмоции: люди идут не ради просто тела, а ради своих ощущений: азарта и прочего.
А те, которые садятся за компьютер, начинают играть – идут за тем же самым, за азартом, за чувством скорости, за чувством крутизны и прочим, но не задействовав свое тело, а задействовав чисто свое сознание. Это единственное отличие.
Поэтому, что вот это (футбол) – вредная привычка (условно скажем), что вот это (компьютерные игры) – вредная привычка. Отличие в том, что эти – выглядят здоровыми, полноценными, у них кровь с молоком, у этих футболистов, а эти – сидят, хиленькие, слабенькие, и бледными пальцами, не видящими солнечных лучей, постоянно каких-нибудь монстров мочат.
Реплика (Сергей М):
Тараканов гоняют по экрану.
Реплика:
И как с этим бороться?
Набабкин А.В. (Саошиант):
На самом деле тут принцип очень простой: клин клином выбивают. Этих детей, этих людей надо переключать на какую-то полезную деятельность в той же самой сфере. Если детям нравится сидеть за компьютером, играть в игры, значит, надо плавно переводить это в какую-то полезную деятельность.
Есть программы, где можно что-то создавать, где можно что-то рисовать, можно конструировать, можно много чего делать. В конце концов – есть целые системы программирования! Я знаю, что эти дети, многие – доходят до состояния, что им самим хочется что-то создавать: они хотят осваивать программирование.
А программисты в мире тоже нужны, это уже в современном мире не сбросишь со счетов. Надо их аккуратно переключать на какой-то полезный вид деятельности, причем в то время, которое они посвящают играм. Надо в этот момент чтобы шла подмена <замещение одного другим>
Реплика:
Хорошо, он приходит в компьютерную игру за азартом, за этими всеми ощущениями, которые Вы перечислили, как его на обучающую игру переключить, если там этого нет?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Как это нет? Там тоже это есть. Должна быть цель и стимул: когда у него есть желание что-то сделать. Нужно, чтобы у него появилось желание, без желания <он> ничего делать не будет.
По сути, получается, компьютерные игры полностью подчиняют себе желания человека. Я сам знаю, что это такое, потому что я с компьютером имею дело уже шестнадцать лет. Я прошел все этапы формирования компьютеров и формирования отношения людей к компьютерам.
В том числе прошел этапы, когда игры всякие только начинались, я попробовал, как они затягивают, когда жена ходит, злая, рядом, а ты ее в упор не видишь, и не понимаешь, что она там испытывает, потому что ты испытываешь совершенно другое – тебя тут нет (смеется). Она-то тебя видит, а ты понимаешь, что тут реально не присутствуешь.
И вот это всё, исходя из того, о чем мы тут говорили – надо пройти. То, что я писал наверху: люди, которые прошли опыт – они гораздо ценнее, чем те, которые опускаются, или те, которые вообще лицемеры: «да я вообще никаких игр <и компьютеров> не признаю»…
Поэтому получается, что дети тоже должны так же плавно дойти до состояния пресыщения. У каждого свой предел пресыщения. Они не будут всю жизнь? до 50 играть лет в компьютеры, я вас уверяю.
Возникнут определенные потребности, которые вытеснят это. Появится девочка: компьютер – девочка, девочка – компьютер: «А-а-э-э-э… да ну его, компьютер, потому что с девочкой не успеваю!» Все равно: одно другое вытесняет постепенно.
Но для этого должны другие программы включаться. А сами мы навязывать людям свои программы, к сожалению, не можем. Мы можем лишь подстраиваться под то, что они уже делают, и каким-то образом чуть-чуть корректировать это.
Иногда нужно даже этому потворствовать, потому что, как правильно кто-то недавно говорил: если не можешь бороться с безобразием, надо его возглавить.
Реплика (Сергей М.):
Пусть дойдет по крайности и поймет, что это лишнее…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Да. Я сам так действую. У меня сын – у него такая же самая проблема, причем не я ему ее создал. Когда я был в семье, мы давали ему играть два раза в неделю. Он по часу играл два раза в неделю. Как только я ушел из семьи, образовался вакуум, и для того, чтобы он меньше переживал, для того, чтобы он меньше думал, крутил, со мной встречался в том числе – ему создали более комфортную атмосферу с точки зрения: «Вот теперь ты – хозяин, теперь ты можешь играть сколько хочешь».
Хотя все равно, я так понимаю, что в каких-то рамках его держали. Но потом ему купили к компьютеру PSP, а PSP – это же можно постоянно, в любом месте тыкать. Он на это дело подсел. А теперь ему хочется еще и PS-3, правильно я сказал?
Реплика (Аня):
Теперь уже плейстейшн не хотят, уже хотят планшеты, ай-пады…
Набабкин А.В. (Саошиант):
У него планшет уже есть тоже. У него этот вот PSP, планшет, а теперь ему еще и это подайте. Так надо, значит, дать ему. Для того, чтобы произошло пресыщение у человека, он должен все испытать. До тех пор, пока он это не испытал, у него ощущение, что он чего-то еще не испробовал, и желание усиливается.
И это везде так, проходят все люди через это. Получил компьютер — хочется принтер, получил принтер — напечатался, сколько влезло тебе, хочется уже сканер. Получил сканер — насканировался, сколько тебе влезло, хочется уже фотоаппарат, фотоаппарат получил — хочется видеокамеру. Короче – бесконечный процесс наших желаний.
Взрослые так же играют в игры, и в этих зависимостях находятся выше крыши. Потом – машину, потом – еще более крутую машину, а потом – женщину, а потом – еще более молодую женщину, а потом… и пошло<-поехало>, короче говоря. Оно бесконечно.
Если бы люди жили вечно, это был бы просто кошмар… (смех)
Реплика (Аня):
Слава Богу, что нас ста годами ограничивают…
Реплика:
У моей двоюродной сестры, мальчик 12 лет, он уж лет пять играет, наверное.
Реплика (Аня):
Мне кажется, это проблема родителей, у меня просто некогда детям играть – реально.
Реплика:
А его невозможно ничем загрузить… просто невозможно…
Реплика (Аня):
Мои с трех лет по секциям ходят, и все – времени нет…
Реплика:
Там долго рассказывать… она просто, получается,… компьютер не тянет, он говорит: надо покупать новый. Она говорит: если я не куплю новый, тогда по интернет-клубам его ловить буду. Он просто там тогда будет сидеть. Она не знает, что с ним делать. Так, говорит, хоть дома сидит.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Оно так примерно и будет лет до 25. Пускай готовится морально…
Реплика:
Его не видно и не слышно и вообще…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Пока в нем не проснется мужчина, которому нужно уже как-то реализовываться, какую-то жизненную программу выполнять. А это не произойдет по ее воле. Опять же получается: правильно сказано, это – проблема родителей и детей, а не одних только детей.
Реплика:
Кода-то это упущено было, а что сейчас делать?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Да никогда ничего не упускается! Никогда ничего не упускается. Упускается только чем: чем больше потакаешь чему-либо, тем больше усложняешь проблему.
Реплика (Аня):
Просто родители не хотят усложнять жизнь себе. Запретишь это — он начнет заниматься чем-то другим, а самому лень. Вот и все.
Набабкин А.В. (Саошиант):
В итоге все равно усложняют жизнь себе.
Реплика (Оля):
Легче уткнуть ребенка в компьютер, включать ему «Маша и медведь», и все – тишина и покой — чем сидеть с ним читать, рисовать, рассказывать сказки, гулять ходить.
Набабкин А.В. (Саошиант):
К сожалению, это так. Поэтому проблема эта наша, а не детей.
Реплика (Сергей Ч.):
С другой стороны, если родители не способны дать чего-то большего ребенку, и они используют это для того, чтобы дать, в этом тоже плохого ничего нет. Общество нам навязывает какие-то стандарты и шаблоны, что – хорошо, что – плохо, без учета того, что внутри у самого человека или у ребенка.
Каждый случай индивидуален…
Реплика (Аня):
Занятия спортом, бассейн, танцы, музыка и рисование – лучше, чем компьютерные игры? Дом пионеров – 50 гривен в месяц стоят занятия.
Реплика:
Маленького ребенка туда водить не получится. Если она с утра уходит на работу и приходит в восемь-полдевятого…
Реплика (Аня):
Это вопрос желания: либо найти возможности, либо отговорки, что возможности нет.
Реплика:
Вот сейчас уже так и пошло, а сейчас – что уже делать?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Разница только в том, что компьютерные игры еще забирают много энергетических сил. После них человек обесточивается. Занятия в секциях, в кружках, клубах и прочих — они немножко еще и укрепляют здоровье.
Реплика (Аня):
Я думала, они забирают энергию, а получается – наоборот. Приходит после часовой тренировки…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Это как раз тот принцип, о котором я рассказывал на одном из занятий: чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. Для этого должно включаться тело. Если тело в процесс не включается, то идет расход психической энергии. Потому что мы закачиваем энергию через физическое тело.
Если тело в пассиве, а все остальное в активе, то нарушается баланс. Поэтому, сидя за компьютером… часа четыре посидел, а чувствуешь себя вымученным так, как будто ты несколько кроссов дал, и никаких сил вообще уже ни на что нет.
Ты энергию вкладываешь получается как бы в пустоту. В какой-нибудь секции, в кружке ты реально проживаешь жизненные программы, которые могут быть такие или такие. Хотя, по большому счету, это тоже нечто подобное компьютерным программам.
Тут тоже есть разные варианты, разные вариации, но они тоже все уже предусмотрены: как, что может быть. А в компьютере вообще все четко прописано. Компьютер – аналогия нашего мира, один в один, только – интеллектуальная. Он создан без учета чувств.
В жизни, когда ситуация простраивается – идет одновременно тренировка наших чувств, нашего тела и нашего ума. В компьютере идет тренировка только ума. Только на уровне интеллекта.
Потом, получается, у него душевная его составляющая и телесная – меньше принимают участия в этом. Он становится немножко неполноценным.
Выводы будут очень интересными.
Плохих привычек нет, есть неправильное отношение к тому, что мы делаем.
Что такое неправильное отношение? Это – неисчерпанность определенных своих иллюзий. Все сводится опять же к иллюзиям. Человек чего-то еще хочет, раз он чего-то хочет, значит — есть какой-то потенциал, который не реализовался, не насытился, недоиспытал чего-то.
Человек это насыщает. Как только произошло насыщение, всё – привычки вредной этой нет, будет следующая на ее месте какая-нибудь.
У меня в детстве привычка была плохая, я говорил: «короче». Когда-то я попал в больницу, как раз лет в десять, может, на день рождения, кстати, как всегда. Там была такая девочка красивая, мы с ней дружили, переписывались, она меня отучила от слова «короче».
Но зато вместо «короче» у меня появилось слово «вообще». Вместо «короче» у меня везде стало «вообще», «вообще», «вообще». (Смеется) Шило на мыло поменял.
Все условно на самом деле, а вредность определяется степенью разрушения нас. Если нас что-то разрушает, но нас это еще устраивает, значит, оно имеет право на жизнь. Если оно разрушает нас до такого состояния, что мы начинаем терять интерес к жизни, начинаем чувствовать, что мы уже не можем собой владеть, что мы уже теряем почву под ногами, тогда должны помогать включаться близкие.
Я тут недавно схему тоже рисовал, когда человек сам уже не может что-либо сделать. У нас у всех есть какие-то близкие люди, их задача – в определенный момент своим интересом перебивать наш интерес. Просто глушить его, тупо глушить – если они хотят, чтобы мы остались живы и здоровы.
Через это идет единственная возможность помочь нам реально избавиться от тех привычек, которые мы не можем проработать в этой жизни (не получается). Они нас доводят до того, что мы начинаем разрушаться и умирать. А каких-то энергий все равно много. Вредные привычки выводят наши энергии и нас от них избавляют — от каких-то ложных, иллюзорных и прочих.
Если слишком увлекаемся — и в тупик – всё. Должны близкие брать на себя наше бремя и нести его вместе с нами, помогать. Если близкие уже не могут, скажут: так, дорогой муженек – пошел-ка ты, знаешь куда… вжик – и нет жены.
Глядишь — сразу и нет вредной привычки. Не так помогла, так по-другому.
То, что касается неправильных отношений, это я имею ввиду, что люди не до конца понимают, что ими движет. Задача всех этих вредных привычек – выводить из нас то, чего мы о себе еще не знаем. Мы должны понимать, что реально нами движет, чего мы хотим.
Раз мы это делаем, значит, мы чего-то хотим. Нужно это понять глубоко. Вот это и есть работа над собой. Через это мы себя познаем, узнаем, что мы собой представляем. Если бы мы все были все мягкие и пушистые, то, может, на земле бы мы и не жили такие. Где-нибудь там в раю до сих пор обитали.
Но, поскольку у нас есть много совершенно не мягкого и не пушистого, оно должно тоже себя проявлять каким-то образом. Мы опущены в эту жизнь, где есть сопли, есть кровь, есть дерьмо, всякие там капканы, предательства, всевозможные подлости и лицемерие.
Но все это позволяет нам выводить из себя нечто, что в нас заложено, работать с этим и себя каким-то образом развивать, совершенствовать. Ну, представьте себе, что мы были бы все очень умные, грамотные, продвинутые, без вредных привычек, все бы знали, все понимали? А мы бы с вами сейчас здесь не сидели тогда. (Смеется) Смысла бы не было!
Что мы тогда с вами сейчас делали? В компьютерные игры сидели, играли все? Просто в компьютерных играх лишний раз убеждались, какие мы все умные, правильные, хорошие, грамотные?
Реплика (Аня):
Надо клуб плохих привычек… кто что еще не пробовал? (смеется)
Набабкин А.В. (Саошиант):
А вот, кстати, психологи так иногда и делают, я с этим не очень согласен. Они иногда просто собирают кружочек и в этом кружочке начинают буквально друг над другом изгаляться. Какие у вас там комплексы, какие у вас там недостатки? Вот теперь проявляй: хочешь наораться – ори, хочешь материться – матерись, хочешь это – делай это.
Я с этим не согласен. Это неправильный подход. Человек должен прорабатывать в естественных условиях свои внутренние блоки. Когда ему создают искусственно это – только усугубляют его эти силы, но не выводят их. Думают, что выводят, на самом деле — усугубляют.
Это то же самое, что если ты хочешь понять, что все женщины – как одно, что весь мир, так сказать – интернационален, иди и гуляй со всеми. Такой получается подход.
Реплика:
Неправильный.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Неправильный, конечно. Жизнь сама создает человеку условия, через которые он прорабатывает свое. Ему нужно только вовремя подсказать, направить его, объяснить, что с ним происходит. Он должен сам все сделать, иначе кто за него жить-то будет?
А психологи берут на себя роль Господа Бога: «Я знаю, что тебе делать! Вот тебе совет, ты поведи так, поведи себя вот так, расскажи, что там в твоей жизни», человек рассказывает. А что на самом деле происходит?
Суррогатная подмена работы над собой. Человек сам не понимает, он как бы перекладывает <ответсвеность>… мы привыкли в этом мире, что все, что мы хотим, за нас делают другие. Сели на маршрутку – нас довезли, пришли в магазин – нам дали готовые продукты, пришли к психологу – нам дали готовые рекомендации.
Но, в области души эта система не работает. Там человек должен все делать сам: сам себе должен хлеб печь, сам должен его кушать и сам должен в туалет ходить. То есть, реально видеть продукт своей деятельности, жизнедеятельности.
Реплика (Аня):
Какая-то подсказка может быть в психологии в этом плане, да?
Набабкин А.В. (Саошиант):
Я не говорю, что психологи все вообще плохие, я говорю, что вот эти методики, когда просят человека вывести свои негативы — да, искусственная проработка. Я вот с этим не согласен. А с точки зрения рекомендаций, понять, в чем человек не прав, помочь ему советом где-то, подсказать что-то, тут, конечно – оно работает.
Реплика:
Вывести на то, чтобы человек сам осознал, а не посоветовать ему…
Набабкин А.В. (Саошиант):
Некоторые доводят до такого состояния, что начинают унижать человека, начинают над ним чуть ли не глумиться, прикалываться, его там заколбашивает, он может готов после этого психологического тренинга – пойти и сразу вздернуться…
Реплика (Сергей Ч.):
Или наоборот – в себе пробудить какую-то агрессию, притянув энергию, в эту агрессию опустив.
Набабкин А.В. (Саошиант):
Они ж не понимают, что это – не игры, это же – реальность! Они, фактически, вместо того, чтобы помочь человеку, создают ему еще одну экстремальную ситуацию. Если он там, в жизни, их не может проработать, он и здесь их не проработает.
На этой оптимистической ноте, на том моменте, что наши проблемы решаем только мы сами, и наше правильное понимание дает нам силы и возможности найти правильное решение и избавиться от вредных привычек или мирно с ними сосуществовать – и закончим наше занятие.
Всем спасибо!