Сегодня многие из нас считают, что имеют отношение к чему-то духовному, будь то обыкновенная церковь или какие-то сложные тайные общества. Однако мало кто из нас задумывается над тем, что же означает само понятие «духовность», что оно под собой подразумевает, где оно начинается и где заканчивается. Кто-то считает духовностью возможность и желание заниматься неким совершенствованием своих неординарных способностей, другие считают это молитвами, постом, соблюдением религиозных предписаний и праздников. Наш мир так давно унаследовал массу представлений о Духовном, что просто уже не вдается в сами подробности и не считает нужным анализировать что-либо в этой области. А зря.
Если считать духовностью лишь неординарные способности, которыми сейчас наделены некоторые люди, то получается, что духовность в том, чтоб не быть собой обыкновенным, а постоянно соответствовать некоему сверхъестественному эталону и тогда на земле ничтожно мало духовных людей, а сами они могут быть таковыми весьма ограниченное времени своей реальной жизни – лишь когда пользуются этими способностями. Если же считать, что духовность – это принадлежность к какой-то религиозной конфессии и следование ее принципам и законам, то на земле довольно много духовных людей, которые почему-то продолжают жить в бездуховном мире, будучи не в силах его изменить. Парадокс в обоих случаях проистекает от неправильного определения самого понятия «Духовность». Осмелюсь определить духовность следующим образом: «Духовность — это способность нести дух (духов ность), то есть, ставить во главу угла своей жизни вещи невидимые невооруженным глазом, отчасти непонятные даже самому человеку, без самоуглубленного вникания в них, как бы несуществующие, словно ветер, но – такие же реальные, как его порывы и способности!» Дух похож на воздух, который не замечаешь, но без которого нет жизни, а его движение – схожи с ветром. Однако мы перестали наблюдать за внешне неочевидными вещами и, соответственно, разучились их понимать и правильно трактовать. Ветер – это Жизнь, так как он есть перемещение воздуха, формирующего все: от растительности до погоды и внешнего вида окружающей среды! И все это делает НЕВИДИМЫЙ КОМПОНЕТ! Можно с полным основание утверждать, что видимая жизнь происходит от Невидимых корней и это будет вполне научное заявление.
Вот так же действует и Дух. Он невидимо влияет на все живое, оживотворяет и изменяет его! Поэтому о том, присутствует ли духовность можно судить лишь по косвенным признакам: радует ли жизнь рядом с носителем Духа или нет, есть ли постоянные перемены и рост или нет, существует ли элемент непрерывного движения или нет. И так далее. Получается, что сверхспособности и религиозная принадлежность не играют в этом процессе абсолютно никакой роли. Вернее сказать, если они и присутствуют в нем, то далеко не первичны. А значит, к понятию духовности они имеют лишь косвенное отношение, как, скажем, телега к лошади.
Так же никакие потоки информации, не заменяют Дух. Могут быть в наличии одновременно духовность и безграмотность, а вот образованность и начитанность вовсе не обязательно подразумевают духовность. Примеры из истории: полуграмотные пророки, и очень умудренные знаниями книжники, священники, фарисеи всех видов и стран.
Почему так происходит? Отчасти потому, что Дух не терпит цементирования, его, как ветер, невозможно поймать в сеть. Он существует лишь как проявление своего носителя, а не фотографические снимки его. Именно от непонимания того факта, что Духовность есть внутренняя невидимая составляющая самого человека, столь распространено заблуждение, что Духовность эквивалентна каким-то тайным знаниям или религиозным дисциплинам, почерпнутым извне. Можно даже смело сказать, что духовность проистекает только от живого человека, от конкретного носителя духа, осознавшего Его Главенство в самом себе и подчинившего Ему всю свою жизнь. И такой человек, при этом, сам становится мерилом окружающей жизни. Вокруг него могут объединяться подобные ему и тогда Общая Духовность может быть усилена, но неизбежно она должна будет идти по руслу какого-то одного, Наиболее Одухотворенного элемента, чтоб не распылиться по дороге и не потерять свойственную ей изначальную индивидуальность, придающую этому виду особый колорит и специфические особенности! Как, скажем, может быть много ветряных завихрений, устремляющихся совершенно в различных направлениях, но неизбежно все они входят в состав одного общего ветряного потока, скажем Южного направления, то есть теплого, легкого, спокойного. При этом каждый такой ветерок остается сам собой, единственным и неповторимым.
Аналогичным образом, любое общественное образование всегда подчинено какому-то Верховному Движущему стимулу. При этом, входя в его состав, все эти образования являются самостоятельными формами, достаточно полноценными проявлениями одного и того же!
Что же мы видим в Духовном плане? Здесь наиболее сильно развито личностное начало и, как результат, возникает множество так называемых «Путей к истине», оправдывается это тем, что каждый человек индивидуален, а способов приближения к Совершенству и постижения Бога может быть бесконечно много. Отчасти этот так. Но лишь в индивидуальном плане. То есть, в плане личностного спасения. Но живем-то мы не совсем обособленно от всего остального мира! Рядом с нами тысячи и тысячи других людей, проявлений, забот, дел, предпочтений, стремлений и так далее! Все их невозможно сделать частью своей личной жизни, как нельзя и отбросить их, как «второстепенные» и «ничего не значащие». Значит нужно научиться сосуществовать с ними.
Обычно это делается путем условных границ, отгораживающих «наше» от «чужого». Но правильный ли это путь, не задумывались? Ведь когда отобрали у тебя, — тебе так же захочется отобрать у другого. Это принцип, на котором построено наше социальное общество и государство в целом. Именно так мы добываем материальные блага и это же правило автоматически проецируем на духовные свои потребности и дела. Но если в материальных проявлениях такое еще худо-бедно может быть допустимо, то в духовных, как раз, все обстоит иначе и эти законы там вообще неприемлемы, они там не работают ни под каким видом! Получается, что, отгораживаясь, все создаваемые общества, религии, течения, школы, — занимаются ничем иным, как самообманом, уводящим людей от единства и гармонии в мир придуманных ценностей, ибо истинные ценности оказываются на самых же первых порах попраны привычками материальных взаимодействий! Другими словами, это похоже на попытку установить в отдельно взятой крепости принцип свободы, любви, братства, гармонии, при этом наглухо закрыв ворота во внешний мир, по отношению к которому нужно накапливать оружие, собирать провиант на случай осады, обучаться военному делу и ни в коем случае не выходить за ворота!!! Разве это истинные свобода, любовь, братство, гармония?! Без ВСЕОБЩЕГО СОГЛАСИЯ И ЕДИНСТВА ОДНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ВСЕХ такие попытки – в лучшем случае иллюзия. Еще один парадокс. И он тоже проистекает от тех же самых заблуждений, от неверного определения Духовности самим человеком. Духовность, в своем истинном смысле, не может быть локальной, ограниченной, она, как воздух, как ветер, так или иначе – одна на всех, ОНА ЛИБО ЕСТЬ У ВСЕХ – ЛИБО ЕЕ НЕТ НИ У КОГО! Частично создав ее Образ, люди оформили ее весьма грубо и несовершенно, вид ей придали сквалыжный, самовлюбленный, замкнутый и, тем самым, изначально противоречащий ей самой по существу, не говоря уже о каких-то помышлениях о Единении. Мир, со своим эгоистическим, эгоцентричным подходом, сам себя загнал в безвыходное положение.
На самом деле все великолепно знают, что Бог – один. А то, что религии произошли от слов и дел одного и того же Его посланника, в разное время приходившего к разным народам, разбросанным по лицу Земли и еще не имевшим мгновенного сообщения между собой, тоже уже многие догадываются. Значит, стратегия, тактика, логичность и закономерность у Бога все же есть, причем ОДНА НА ВСЕХ! Просто мы в своем узколобом эгоизме не хотим ее видеть и признавать. Делая себя Избранными, мы отбрасываем саму перспективу Всеобщего Объединения, так как ограничиваем Бога лишь своими собственными представлениями и достижениями!
Так что же делят представители разных религий и конфессий? Увы, обычную земную юдоль! Значит те, кто принимают в этом активное сознательное участие, уже не занимаются духовной деятельность, направленной на ОБЪЕДИНЕНИЕ, НА КОНСОЛИДАЦИЮ, НА ОБОБЩЕНИЕ духовной работы в целом. Они, начиная свои поиски как чистый светоч Надежды, попадали в грубые руки уже все прошедших предшественников и под их влиянием, понимали, что для выживания в этом мире, нужно искать некий компромисс. К великому сожалению, жизнь так устроена, что не ищущий компромисс – все равно вынужден на него идти, тот же, кто настроен компромисс искать изначально – вынужден уже идти на предательство и отречение: жизнь как великая река – всегда сносит немного ниже по течению того, кто пытается ее перейти вброд, и гораздо ниже уносит того, кто хочет ее переплыть. Поэтому так важна начальная чистота, вера, нацеленность, ведь жизнь земная все равно немного «приземлит». Нельзя допускать ни одного слабенького поползновения ни в душе своей, ни в уме! Потому, что любое начало всегда имеет свое продолжение в геометрической прогрессии.
На настоящий момент известно, что именно Всевышний задумал и как все подготовил для ОЧЕРЕДНОГО ЭТАПА работы над этим мирозданием. Начинается этот этап со сплочения человечества. Поэтому-то все интуитивно чувствуют необходимость всеобщей сплоченности, синтеза. Но такое событие не может произойти само по себе, оно долго готовится, к нему подведены тысячи и тысячи невидимых нитей с самых разных уголков Вселенной и согласно всем законам и фазам Бытия. И оно не может начаться «вдруг», как «вдруг» не начинается никакая серьезная работа.
Но на этом пути всех нас подстерегает великое множество больших и маленьких ловушек, начиная с маленьких искушений, когда мы еще слабо верим, заканчивая большими искушениями, когда верим уже во всю силу и считаем себя высокодуховными существами. Ниже вы поймете, о чем идет речь. Недавно одна женщина заявила, что она не верит в Бога, а после событий в Беслане даже ее Священник засомневался в Его существовании. Другая высказала такую мысль: «Научиться любить Создателя, когда потеряны деньги – не легко. Научиться любить Создателя, когда не сбылись мечты и желания – еще труднее».
На самом деле они просто мало знают. Возможно, это будет интересно узнать и еще кому-то.
История мира полна жесточайших сцен насилия и антигумманизма именно… ревностными религиозными деятелями, которые, казалось бы, должны быть оплотом Духовности. К сожалению, люди редко чувствуют грань между Богом и Небогом, легко переступают ее, а потом все списывают на первоначальные побуждения и, следовательно, на того, кто это в них простимулировал — на Бога, в то время, как здесь почти целиком и полностью виноваты их человеческие слабости… Признаваться себе в этом люди, почему-то не любят.
А убийства, подобные произошедшим в Беслане, всегда были выражением лишь духовного бессилия. Не понимать этого и думать, что Бог — этакий добренький Санта Клаус, разводящий парниковые растения — это самообман, за который в жизни придется дорого расплачиваться. Как раз убивая чистых, святых людей и детей, нелюди невольно сильнее всего подтверждают, что Бог есть! Ибо они не могут ПОБЕДИТЬ ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПОТРОГАТЬ РУКАМИ И ВЫНУЖДЕНЫ ЛИКВИДИРОВАТЬ НОСИТЕЛЕЙ ЭТОГО! НО ПОТОМ ЭТО ВСТАЕТ ВО ВЕСЬ РОСТ В НИХ САМИХ, И ОТ ЭТОГО УЖЕ НЕ УЙТИ НИКОГДА и НИКУДА! Сколько было убито Святых и Пророков, но почему-то не переводятся люди, которые раз за разом осознают свою миссию от Бога и снова идут тропой жертвенности!!! Может, они просто тупые от природы и не понимают, что на них обрушится гнев тех, кто «в Бога не верит» или «знает истинную веру»? Увы, боюсь, что чего-то недопонимают «умные» с противоположной стороны ;-)
Священник, который задумался, есть ли Бог после того, как увидел всего лишь жестокую борьбу других людей за свою обособленную от всеобщей – узкоспецифическую правду, — слаб и неграмотен. Он, наверное, забыл про крестовые походы, про шведских рыцарей, про инквизиторов и так далее. И куда он глядел, когда принимал веру, обагренную кровью миллионов «невинных», пусть и не верующих людей?
Может, думает, что лично он сам не принимал бы участие в распятии Иисуса или инквизиторских пытках, будь в те времена в сане Священника? К сожалению, реальность показывает, что Иисуса осуждали на смерть именно САМЫЕ ВЕРУЮЩИЕ И ЗНАЮЩИЕ ЛЮДИ СВОЕГО НАРОДА, считавшие себя богоизбранными. Выходит, в Бога вообще никто не верит что ли? Или, может, верят, да не в того, в которого надо бы?… ;-) А может, все же снова подтвердим ту самую вышеизложенную аксиому: Духовность человечества недостижима без всеобщего состояния, на каком бы то ни было мощном ресурсе лишь одного народа или одной лишь расы! А сам по себе человек без этого слаб и немощен, каким бы саном и знаниями он ни заручился.
Я так же не согласен с тем, что «Научиться любить Создателя, когда потеряны деньги – не легко. Научиться любить Создателя, когда не сбылись мечты и желания – еще труднее». Наоборот. Только в такие минуты, чаще всего, Бога люди и начинают чувствовать, ибо понимают тщету всего. А пока им есть что терять, они не хотят о Боге и думать! Вот он и заставляет их все терять, когда хочет повернуть к себе лицом, ведь жизнь земная быстротечна, а Вечная — только и заслуживает стремлений и усилий сердца и рук на ниве ускользающего потока бытия. Ну а тех, кто Богу безразличен или кто еще не готов и не заслужил Его милости, он наделяет всеми богатствами этого мира… Таков его всегдашний «жестокий» закон. Почему так? Потому, что ОН САМ за гранью всех земных благ, он выше их, и такими же хочет видеть преданных ему людей. Он живет в Вечности и забирает к себе в ВЕЧНОСТЬ, он не судит о делах и потребностях земных с точки зрения человека живущего здесь от силы лет сто. Вот и весь ответ. Так что Священник, конечно, добрый был, но — неверующий… или может просто мало разбирающийся в вопросах Истинной Веры.
Предлагаю подумать на эту тему и ознакомиться с Историей.
Вот пример развития Ислама после смерти пророка Мухаммеда. Хочу обратить ваше внимание на то, что сам Мухаммед завоевывал города чаще всего мирными способами, силой своего слова и нерушимостью обещания, не глумился над жителями, не убивал невиновных. Он был Посланником Бога, всегда чувствовал Волю и Намерения Свыше в отношении происходящего, и не мог себе позволить такой роскоши, как самосуд или произвол. Здесь же (в основном поздними Халифами-наместниками) зачастую жестокими боями и штурмами захватывались целые города, мужчины вырезались, женщины уводились в рабство вместе с детьми. Нужно ли думать, что это было угодно Богу? Скорее, это была слабая воля людей, считавших себя Божьими избранниками и их неспособность быть Его эффективными проводниками в жестоких условиях того мира, когда перед ними стояла некая сверхзадача, имеющая мало общего с суровой реальностью. Но все же они в той или иной степени верили в то, что ими руководил Аллах (Бог). Нынешний Ислам — наследник этого и в то же время, нечто совершенно иное. При всем том, что у него есть и всегда будет своя собственная правда, он лишен Изначальной Духовной силы, первоначальный импульс Обновления заменился лишь мстительным фанатизмом — тем же самым выражением чисто человеческого бессилия. Видя же чужое бессилие, имеющее форму агонии, – утрачивать веру в Бога более чем нелепо, согласитесь…
Вот что показывают нам нелицеприятные факты истории распространения Ислама (от лица всех читателей выражаю благодарность авторам сайта http://www.atac2.hotbox.ru за компоновку нижеизложенных материалов):
«Побудительной причиной этих войн, по-видимому, сначала было стремление объединить и подчинить Медине и Мекке все арабские племена полуострова, а также обеспечить себе свободное пользование торговыми путями в соседние государства. Исходя из этого, арабы Хиджаза, устремившись на север, прежде всего обратились к местам, где в течение длительного времени обитали два значительных объединения родственных им арабских племен, имевшие характер полувоенных раннефеодальных государств.
Как Сирия стала арабской. Мусульманское вторжение в Сирию.
В 632 году 4 000 арабов-мусульман под командованием Серджабиля осадили сирийскую крепость Босра. Вылазка византийского гарнизона едва не уничтожила мусульман, но им пришли на помощь 1 500 всадников под началом Халида.Через некоторое время защитники крепости вышли наружу, чтобы дать сражение, но были разгромлены Халидом, который потерял только 250 человек. Из-за предательства губернатора Романа город был захвачен.
30 июля 634 года произошло сражение при Аджнадейне (Aiznaddin), в котором участвовали 45000 арабов-мусульман под командованием Халида и 70 000 византийцев под началом Вердана, полководца императора Ираклия. Византийские войска понесли огромный урон и обратились в бегство, что дало Халиду возможность приступить к осаде Дамаска.Потери арабов составили 470 человек. Дамаск, город с большим греко-римским гарнизоном был осаждён арабами под командованием Халида в 635 году. Город упорно оборонялся, его защитникам удалось послать гонца с просьбой о помощи к Вердану. Приближение Вердана заставило Халида отступить, в это время гарнизон предпринял вылазку, но потерпел неудачу и понёс огромные потери. После этого Халид выступил против Вердана, разгромил его и продолжил осаду Дамаска. После 70-дневной обороны город был взят штурмом.
20 августа 630 года произошло сражение при Муте между арабами под началом Саида и войсками византийского императора Ираклия. Саид был убит, как и принявшие после него командование Джафар и Абдалла, после чего знамя пророка принял Халид, который отразил натиск византийских войск и на следующий день благополучно отступил с поля боя.
В ноябре 636 года состоялось сражение между войсками Ираклия численностью в 110 000 человек под командованием Мануила и арабами численностью 50 000 человек под командованием Халида. Три раза атаки арабов отражались, но они снова шли в наступление и после продолжительного боя обратили византийцев, которые понесли большие потери, в бегство. Арабы, потеряв 4 030 человек убитыми, продолжили наступление на Иерусалим.
В 638 году арабы под командованием Абу Обейды и Халида ибн аль-Валида осадили город Алеппо, который почти сразу сдался, но гарнизон укрылся в крепости и под руководством Юкинны упорно сопротивлялся в течение пяти месяцев, причём нанёс большой урон осаждавшим. В конце концов крепость была взята штурмом, и Юккина принял ислам.Это был последний очаг сопротивления арабам в Сирии.
Как арабы захватили Палестину. Современные арабы Израиля.
В начале 637 года Иерусалим был осаждён арабами, сначала под командованием Абу Обейды, а затем халифа Омара. После многомесячной обороны, в течение которой и дня не проходило без вылазки или нападения, город был сдан патриархом Софронием. Арабы, вытеснившие византийцев с территории современного Израиля поначалу составляли лишь тонкую прослойку в населении страны. Выходцы из военной аристократии, они селились преимущественно в городах, существовавших ещё до арабского завоевания. Население Палестины было весьма разнородным:евреи, говорившие по-арамейски, сирийцы и самаритяне, остатки азиатских и африканских кочевых племён, греки… После арабского захвата начинается быстрая исламизация и арабизация местного населения. В административном отношении территория древних Иудеи и Израиля была включена в Арабский халифат и вошла в провинцию Сирия на правах округа Фалястын с центром в Лоде.
Правившая в Дамаске династия Омейадов, стремясь упрочить своё влияние в арабском мире, сочинила и расространила легенду об особом значении Иерусалима для ислама:якобы с Храмовой горы Мухаммед вознесся на небо. Но в 750 году в арабской империи произошёл переворот. Новая династия Аббасидов переместила центр халифата на территорию Ирака и Палестина превратилась в глухую провинцию. В страну вторгались бедуины, туркмены, турки, берберы, переселенцы с Балкан и Кавказа. Все они ассимилировались в местном арабоязычном населении. В результате этих бесконечных миграций, цветущая ранее страна превратилась в пустыню. Население либо бежало из этих мест, либо вымирало от голода и болезней, сменяясь новыми мигрантами. В XIII-XIII веках в Палестине появился новый этнический элемент-европейцы. Здесь оседали германцы, англичане, французы, итальянцы-крестоносцы, паломники, торговцы, крестьяне, бродяги…Не случайно, среди сегодняшних «палестинцев» встречаются как голубоглазые блондины, так и представители негроидной расы.
Вплоть до XIX века евреи на территории современного Израиля были сосредоточены, в основном, в Иерусалиме, Цфате, Хевроне. В конце XIX века страну начали заселять европейские евреи, скупавшие пустынные земли у арабских и турецких латифундистов. Однако евреям-поселенцам удалось разбить на бесплодных заболоченных землях цветущие сады, побороть малярию, возродить или создать заново многие промыслы-например, виноделие. Районы, освоенные евреями, становились своеобразными центрами притяжения не только для местных арабов, но и для арабов-переселенцев из соседних стран. Здесь их ждали относительно высокооплачиваемая работа и намного более высокий уровень жизни. Особый размах арабская иммиграция приобрела в годы британского мандата. Например, в Яффо в 1922-1931 годах численность арабов возрасла в 17 раз. Во время Второй мировой войны арабская иммиграция ещё более усилилась. Британская армия возводила оборонительные сооружения и нуждалась в дешёвой рабочей силе. В результате, современное арабское население сектора Газа практически всей прибрежной равнины-это почти поголовно дети, внуки и правнуки недавних выходцев из Египта и Судана. Те арабы, которые живут в Израиле на протяжении нескольких поколений, тоже потомки переселенцев из самых разных районов мира, осевшие здесь в различные исторические эпохи. Например арабы с фамилией эль-Шами переселились из Сирии(Эшам), как и представители распространёной фамилии Халаби-выходцы из Северной Сирии(Халеб-Алеппо). Тысячи сирийских арабов переселились на территорию современного Израиля во время Второй мировой войны-они были заняты на работах в британской армии. Арабы по фамилии эль-Мацри происходят из Египта(Мицраим). В XIX веке бедуины клана Араб-эль-Ауарна переселились с восточного берега реки Иордан на болота Кевара в Шароне. Но они не задержались там надолго-в 20-е годы XX века началось осушение болот и топи были превращены в сельскохозяйственные угодья. В ходе работ бедуинов выселили в горы, к устью ручья Таниним, где они и основали деревню Джиср-э-Зарка(около Кейсарии). Проживающий в Рамле клан Араб-Джавариш происходит из Ливии. Все арабы с фамилией Зуави, живущие в семи деревнях Эмек-Изреэль-выходцы из Рамат-Ирбид, что за Иорданом. Живущие в Самарии(преимущественно в Шхеме) арабы по фамилии Дашнак-потомки боснийских славян-мусульман, бежавших и з Боснии в 70-х годах XIX века. В Самарии есть деревня Санджи, название которой происходит от французского «Сен Жю», основана она была французами крестоносцами, потомки которых позднее прняли ислам. В секторе Газа, на побережъе, близ Гуш-Катифа проживает клан бедуинов Муаси, который переселился туда в 1972 году из Синая в бытность того израильским. Военная администрация разрешила переселение, надеясь, что бедуины станут противовесом антиизраильски настроенным арабам Газы. На настоящий момент численность Муаси составляет, как утверждают поселенцы Гуш Катифа, от 50 до 70 тыс.
Как появился в Иране ислам. Мусульманское вторжение в Персию.
Войска Халифата весьма скоро осознали свои преимущества по сравнению с противниками в условиях пустыни или полупустыни, например в Месопотамии и в южном Иране. Переняв опыт иранцев в использовании осадных орудий, в том числе катапульт, арабы сумели добиться победы и в ходе крупных операций. У их войск была налажена мобильная связь с центром Халифата в Медине и с его военными отрядами, действовавшими в то же время в Сирии и других странах, что обеспечивало возможность широкого маневрирования. В действиях против сасанидского Ирана для арабов весьма выигрышным оказалось овладение уже в первые годы завоеваний столицей шахиншахов — Ктезифоном, где незадолго до этого, в конце 632 или начале 633 года, трон занял шестнадцатилетний Йездигерд III. Через несколько лет арабы проникли в глубь Ирана, выиграли ряд сражений, в том числе битву при Нехавенде в 642 году. Серьезные последствия этой победы заключались не только в захвате арабами значительных материальных ценностей, но и в нанесении немалого морального ущерба противнику.
В 636 году состоялось сражение у Кадесии, в котором участвовали 30 000 арабов-мусульман под началом Саида, военачальника халифа Омара, и 120 000 персов под командованием Рустама. В первый день персы, превосходившие врага по численности, но уступавшие в военной выучке, выдержали атаки мусульман, но на следующий день Рустам был убит, и его войска в смятении бежали с поля боя, неся огромные потери. Арабы потеряли в битве 7 500 человек.
В 637 году произошло сражение у Джалулы между арабами во главе с Саидом и персами во главе с Йездигердом. Йездигерд бежал с поля боя, и его деморализованные войска были полностью разгромлены, понеся при этом тяжёлые потери.
В 642 году произошло сражение при Нехавенде между арабами под командованием Саида и 150-тысячной персидской армией ЙездигердаIII, последнего царя династии Сасанидов. Персы обратились в бегство, что положило конец последнему очагу сопротивления мусульманской экспансии. Город за городом стал переходить в руки арабов. Шах Йездигерд отступал на восток;в 651 году он дошёл до окраины своих владений-Мерва, где и был убит. Абдалла ибн Амир завоевал Абрашахр(Нишапур), Тус, Абиверд, Несу. Вслед за Хорасаном та же участь постигла Джуздан и Тохаристан.
Как Египет стал арабским. Мусульманское завоевание Египта.
В 639 году полководец халифа Омара Амр ибн аль-Ас с 8 000 арабов окружил египетский город Мемфис, и после семимесячной осады, в ходе которой осаждающие едва не погибли от наводнения на Ниле, город был взят штурмом. На месте укреплений, построенных мусульманами, был заложен Старый Каир.
Город Александрия, столица Египта, был осаждён арабами под командованием Амру в 642 году;после 14-месячной осады, во время которой осаждавшие потеряли 23 000 человек, город сдался, и мусульмане стали хозяевами Египта.
Мусульманское завоевание Африки.
В 643 году произошло сражение близ Триполи между вторгшимися в Африку арабами под предводительством Абдаллы и оборонявшим город 120-тысячным византийским войском и африканским ополчением под командованием городского префекта Григория. Мусульмане одержали победу, Григорий был убит. Это стало началом арабских завоеваний в Африке.
В 694 году 40 000 арабов под предводительством Хасана разбили при Утике византийское войско, состоявшее из греков и готов. Войска империи были вытеснены из Африки. В дальнейшем Хасан разрушил Карфаген, с тех пор на месте этого города существовала лишь небольшая деревня.
Арабское вторжение в Закавказье.
В 645-646 годах, в правление халифа Османа, войска Халифата под командованием Сальмана ибн Раби’а аль-Бахили вторглись в Закавказье. Здесь Сальман прошел в Азербайджан, Грузию и после этого захватил город ал-Бабу (Дербент). Но вскоре он был выбит из Дербента войском хазарского хакана и убит, а его войска уничтожены.
Арабский полководец Мухаммед ибн-Марван, назначенный своим братом халифом Абд аль-Маликом (685-705) «правителем аль-Джазиры, Азербайджана и Арминийи. . . «, разбив армян и византийцев и захватив часть Армении, заживо сжёг всех представителей армянской аристократии, заманив их обманом в церкви под предлогом подписания договора и принесения клятвы.
Мусульманское вторжение в Малую Азию.
В 649 году арабы захватили Кипр.
В 668 году арабы во главе с Абу Суфьяном, военачальником халифа Муавии осадили Константинополь. Флот мусульман прошёл через Геллеспонт беспрепятственно, но атака на город столкнулась с ожесточённым сопротивлением. Простояв под стенами города с апреля по сентябрь, Абу Суфьян отступил, возобновив осаду летом. В течение пяти последующих лет Абу Суфьян не оставлял надежды взять город, но в 675 году снял осаду, потеряв за это время более 30 000 человек. В 716 году арабы вновь осадили город 120-тысячным войском во главе с Муслимом, братом халифа Сулеймана, при поддержке флота из 1 800 кораблей, которые, однако, были уничтожены византийскими брандерами. Устранив угрозу с моря, горожане избавились от опасности голода и отбили все атаки Муслима. После 13-месячной осады арабы отступили, потерпев поражение от болгарской армии и потеряв 22 000 человек.
В 804 году произошло сражение у горы Тавр между мусульманами Харун-аль-Рашида и византийцами во главе с императором Никифором I. Византийцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 40 000 человек;сам Никифор, трижды раненный, с трудом спасся.
В 838 году близ Амория произошло сражение между мусульманами под командованием халифа Мутасима и греками под началом Феофила. 30 000 персидских всадников, находившихся на службе императора, прорвали фронт, но сами греки были отброшены мусульманами, и день кончился полным разгромом сил императорской армии. Мутасим осадил Аморий, и после 55-дневной осады, стоившей ему 70-тысячных потерь, ворота города удалось открыть с помощью предательства;30 000 христиан были перебиты во время устроенной мусульманами резни.
Мусульманское вторжение в Среднюю Азию.
В 662 году арабы начали войну с хазарами за Дербент. В том же году они взяли Кабул.
К началу VIII века согдийские княжества Маравеннахара оказались неспособными к организованной самозащите. Все понимали, что победа арабов несёт мужчинам смерть, а женщинам и детям плен и продажу на невольничьих рынках. Однако каждая крепость защищалась в одиночку и гибла. Переломить свой сепаратизм и организоваться согдийцы не сумели. Только тюргеши отбивали арабские отряды. В 709 году арабы под началом Кутейбы захватили Бухару, в 710-Шоуман, Несеф, Кеш и подчинили себеТалекан. Города были сожжены, население вырезано или уведено в плен. Караваны, нагруженные награбленным золотом и шёлком, непрерывно шли в Дамаск, но Кутейба хотел большего. В 711 году он вмешался в ссору между хорезмшахом и шахом Хамджурда, восстановил хорезмшаха на престоле и с его помощью разгромил Хамджурд. Затем, мобилизовав покорённых бухарцев, несефцев и хорезмийцев, захватил Самарканд. Его помощник Солейха Муслим в ночном бою у деревни Бек-Обод разбил чачцев и ферганцев. Осенью 712 года Кутейба с несметной добычей вернулся в Мерв. В 713 году он мобилизовал уцелевших после прошлогодней резни согдийцев и, пополнив ими свои войска, напал на Ходжент, Фергану и Чач. Ходжент и Фергана пали, но Чач устоял. В 715 году Ктейба пытался завоевать Восточный Туркестан, но известие о смерти халифа Валида заставило его вернуться. На обратном пути он был убит одним из своих военачальников за попытку поднять мятеж. Покорение Средней Азии закончил Наср ибн Сейар, наместник Хорасана и Мавераннахара в 738 году, захвативший Чач и Фараб. В 785 году арабы вели пограничную войну с тибетцами. Эмир Хорасана приказал убить всех уйгуров, исповедующих манихейство. Но хакан уйгуров пригрозил ему, чтоон уничтожит всех мусульман, живущих в его владениях, и приказ был отменён.
Мусульманское вторжение в Индию.
Захватив в 662 году Кабул, в 664 году арабы вторглись в Пенджаб.
В 712 году в Дебале, в Синде арабы, захватив огромные богатства, умертвили всех мужчин старше 17 лет, отказавшихся принять ислам.
Завоевание арабами Испании. Реконкиста.
19-26июля 711 года около Херес-де-ла-Фронтера произошло сражение, в котором участвовали 90 000 испанских вестготов под командованием Родериха и 12 000 арабов под командованием Тарика, которым помогали многочисленные силы африканских союзников. На четвёртый день мусульмане потерпели поражение, оставив на поле боя 16 000 человек убитыми. Однако измена графа Хулиана и значительной части королевских войск позволили арабам разгромить христиан. Родерих бежал с поля битвы и, переплывая реку Гвадалета, утонул. Эта победа знаменует начало мусульманского господства в Испании.
В 712 году 18 000 мавров под предводительством Мусы осадили испанский город Мериду. Потерпев поражение на открытой местности под городом, испанцы организовали длительную и упорную оборону, которая стоила осаждавшим многих жизней. Однако в 713 году нехватка продовольствия заставила защитников города сдаться.
В 901 году произошло сражение при Саморе между испанцами под командованием короля Астурии Альфонса Великого и маврами во главе с кордовским халифом Абдаллой. Мавры были полностью разбиты и понесли тяжёлые потери. Благодаря этой победе Альфонс распространил своё господство до реки Гвадиана.
В 939 году произошло сражение при Аландеге между маврами под началом Абдель-Рахмана и войсками леонского короля Рамиро. 100 000 мавров, осаждавших город Самору, были атакованы Рамиро, которого защитники крепости поддержали вылазкой. Мавры потерпели поражение, потеряв 20 000 человек убитыми, кроме того, 40 000 человек утонули во рву, окружавшем город.
В августе 1010 года произошло сражение около Кордовы между берберами под началом Сулеймана и испанцами во главе с графом Санчо Кастильским с одной стороны и маврами Кордовы под командованием Альмуди-с другой. Мавры вышли из Кордовы, чтобы встретить берберов, однако потерпели поражение, потеряв 20 000 человек, включая главных эмиров.
23 октября 1086 года произошло сражение при Салаке между 40 000 мавров под началом Юсуфа ибн Ташфина и превосходящей их по численности армией кастильского короля Альфонса VI. Испанцы были наголову разбиты и понесли тяжёлые потери. Альфонс во главе отряда из 500 всадников вырвался из окружения и с большим трудом спасся. На протяжении 20 лет Юсуф ибн Тишфин правил всей Испанией к югу от Толедо, за исключением Валенсии.
В 1105 году мавры напали на испанцев, под командованием Альфонса VI Кастильского, осаждавших Уэску. Мавры были наголову разбиты и потеряли 10 000 человек убитыми.
В 1109 году испанцы под командованием дона Санчо Кастильского были разгромлены арабами под предводительством Али под Уклесом. Испанцы понесли тяжёлые потери, в числе убитых был и дон Санчо.
19 июля 1195 года состоялось сражение под Аларкосом между маврами Якуба аль-Мансура и испанцами Альфонса VIII Кастильского. Испанцы были наголову разгромлены, лишь немногим удалось бежать в Калатраву. По некоторым данным, мавры взяли 30 000 пленников.
16 июля 1212 года около Лас-Навас-де-Толоса произошла битва между огромной маврской армией халифа Мухаммада ан-Насира, насчитывавшей, по словам хронистов, 600 000 человек и объединёнными войсками Кастилии, Леона, Арагона, Наварры и Португалии во главе с кастильским королём Альфонсом VIII. Мавры были наголову разбиты.
В 1319 году испанская армия под командованием кастильских регентов Педро и Хуана подступила под стены Гранады. 5 000 отборных мусульманских воинов под началом Отмана совершили вылазку и разгромили испанцев. Оба регента были убиты.
30 октября 1340 года около Рио-Саладо произошло сражение между португальцами короля Альфонса IV и кастильцами короля Альфонса ХI с одной стороны, и маврами эмира Марокко Абу Хамида, -с другой. Христиане одержали решительную победу.
Ранним утром 28 февраля 1482 года небольшой отряд испанцев во главе с Хуаном де Ортига штурмовал крепость Алама, входившую в кольцо укреплений вокруг столицы мавров Гранады. Испанцы незамеченными проникли через вал и открыли ворота для основных сил. Гарнизон продолжал сражаться на улицах, только после ожесточённой схватки испанцы овладели городом. Король Гранады Абу-аль-Хасан попытался отбить город и 5 марта 1482 года сосредоточил под его стенами 50 000 мавров. Однако гарнизон под командованием маркиза Кадиса храбро оборонялся, и 29 марта Абу-аль-Хасан, встревоженный приближением испанской армии короля Фердинанда, снял осаду.
4 июля 1482 года испанское войско короля Фердинанда Католика, осаждавшее Лоху и укрепившееся на высотах Альмохасена начало отходить. В момент отхода оно подверглось атаке со стороны гарнизона под командованием Али Атара. Несмотря на то, что после ожесточённого боя Фердинанду удалось отойти в полном порядке, он потерял почти весь обоз и артиллерию.
20 марта 1483 годапроизошло сражение, в котором участвовали 3 000 испанских рыцарей и 2 000 пехотинцев во главе с маркизом Кадисом и сильное маврское войско под началом Абу-аль-Хасана. Испанцы продвигались через ущелье, намереваясь напасть на Малагу, но были атакованы с фронта и флангов, и обратились в бегство, потеряв 800 человек убитыми, 1 600 человек попали в плен.
В апреле 1483 года мавры под началом Боабдила и Али Атара, осаждавшие Лусену, были атакованы испанским отрядом, шедшим на выручку осаждённым, под командованием Конде де Кабра. Арабская пехота обратилась в бегство. Пытаясь спасти положение Али Атар повёл в атаку конницу, однако был убит. После этого его воины бежали, преследуемые испанцами до берегов реки Хениль, где большая часть их была изрублена.
17 апреля 1487 года 50 000 испанцев под знамёнами Фердинанда Католика осадили Малагу, арабским гарнизоном которой командовал Хамет Зели. После четырёхмесячной осады гарнизон сдался. Фердинанд и Изабелла вступили в город. Жители были проданы в рабство.
В июне 1489 года 95-тысячное войско короля Фердинанда осадило крепость Басу, одну из передовых застав Гранады. Её оборонял сильный арабский гарнизон под командованием Сиди-Яхье. 4 декабря 1489 года крепость была взята.
26 апреля 1491 года король Фердинанд II Католик с 50-тысячной испанской армией осадил Гранаду-последний оплот мавров в Испании. Осада велась неорганизованно и в начале гарнизон совершил серьёзную вылазку, которая, однако, была отбита и обошлась им в 2 000 убитых. Город держался до 2 января 1492 года, когдапоследний король Гранады Боабдил капитулировал, тем самым положив конец мусульманскому господству в Испании.
Арабское вторжение во Францию.
10 октября 732 года возле Тура (Tours) во Франции произошло сражение между франками под командованием Карла Мартелла и арабами под предводительством Абдеррахмана ибн Абдиллаха. Сражение длилось несколько дней (по арабским хроникам-два, по французским-семь) и закончилось, когда арабы, деморализованные известием о смерти своего предводителя, не смогли сдержать натиск противника и бежали с поля боя. Франки преследовали арабов и нанесли им немалый урон. Победа Мартелла положила конец дальнейшему продвижению арабов в Европе. Сражение считается одним из поворотных пунктов истории».
4-5 марта 2005 г .
Саошиант (Несущий благо)