Ипостась Архонтов [86.20-97.23]
О сущности властителей, в духе Отца Истины, великий апостол говорил нам
относительно «властителей тьмы», «не против плоти и [крови] выступаем мы; но
против властителей вселенной и духовных (сил) зла». [Я] посылаю это (вам),
потому что о сущности властителей спрашивали вы. [86.20-27] Великий их слеп; [по причине своей] силы, и неведения своего, и высокомерия
[своего], сказал он с [силою] своей, «Это Я есмь бог; нет другого [кроме меня]».
[86.27-31] Когда он сказал это, он погрешил против [Целостности]. И речь эта достигла
Нетленности. И вот, глас сошел из Нетленности, говорящий, «Ты ошибся, Самаэль» —
то есть, «бог слепых». [86.31-87.4] Слепыми стали его мысли. И изверг он силу свою — то есть, богохульство,
сказанное им. Он направил ее вниз в хаос и бездну, матерь свою, через Пистис
Софию. И установила она потомство его, каждого в соответствии с силою его — по
образу Эонов вышних, ибо от Незримого видимое было произведено. [87.4-11] Когда Нетленность посмотрела вниз в область вод, образ ее показался в водах; и
возлюбили ее властители тьмы. Но не могли они овладеть образом тем, показавшимся
им в водах, по причине слабости их — ибо «не могут имеющие душу (m-psychikos)
овладеть духовными (m-pneumatikos)» — ибо снизу были они, а то (образ) было
свыше. [87.11-20] По этой причине «Нетленность посмотрела вниз в область…» — так, чтобы, по воле
Отца, могла она соединить целостность со светом. Правители (archons),
сговорившись, сказали так, «Создадим человека из части праха земного». Они
образовали творение свое, как один, целиком из земли. [87.20-27] После того, правители … тело … они … женщина … есть … с лицом зверя. И
взяв [часть праха] от земли, образовали они [человека] своего по подобию тела
их, и [по образу] бога, показавшемуся [им] в водах. [87.27-33] И говорили они так, «Овладеем им посредством формы, образованной нами, [так,
чтобы] она увидела бы своего двойника […], и мы захватили бы его посредством
формы, образованной нами» — не понимая силы Бога по причине бессилия своего. И
он вдунул в его лицо; и стал человек душою (и оставался) на земле много дней. Но
не могли они заставить его подняться по причине бессилия своего. Словно ветры
бурные упорствовали они, чтобы попытаться захватить образ тот, показавшийся им в
водах. И не ведали они подлинности силы его. [87.33-88.10] Так случилось все это по воле Отца Целостности. После, увидел Дух на земле
человека одушевленного. И явился Дух из земли несокрушимой; и снизошел он, и
стал обитать в нем, и так человек стал душою живой. [88.10-16] Он назвал его имя Адам, так как он был найден, двигаясь по земле. Глас пришел из
Нетленности для помощи Адаму. И правители собрали вместе всех тварей земных и
всех птиц небесных. Они привели их к Адаму, чтобы видеть, как назовет их Адам,
чтобы он мог дать имя каждой из птиц и всем зверям. [88.16-24] И взяли они Адама [и] поместили его в сад, чтобы он мог возделывать [его] и
смотреть за ним. И заповедали ему правители, говоря, «От [всякого] дерева в саду
ты будешь есть; а [от] дерева познания добра и зла не ешь, и не [прикасайся] к
нему; ибо в день, в который вы вкусите [от] него, смертию вы умрете». [88.24-32] Они […] это. Они не знают, что [сказали] ему. Но, по воле Отца, таким образом
сказали они это, что он мог есть, и так, что Адам мог <не> считаться с ними, как
если был бы исключительно материальным. [88.32-89.3] Правители имели совет между собой и сказали, «Наведем сон на Адама». И уснул он.
— Но сон тот, который они «навели на него и уснул он», есть неведение. Они
отворили бок его подобно живой женщине (nnou-shime esonh). И закрыли они бок его
вместо нее плотью, и Адам стал наделен исключительно душою (m-psychikos).
[89.3-11] И пришла к нему Духовная Женщина (t-shime m-pneumatike), и говорила с ним,
сказав, «Поднимись, Адам». И увидев ее, сказал он, «Это ты дала мне жизнь; ты
будешь называться «Матерью Живущего». — Ибо это она есть Матерь моя. Это Она
есть Врачеватель, и Женщина, и Та, которая дала рождение». [89.11-17] Тогда властители взошли к своему Адаму. И когда они увидели его двойницу,
говорящую с ним, великим волнением они взволновались; и возлюбили они ее. Они
сказали друг другу, «Посеем наше семя (pn-sperma) в ней», и они преследовали ее.
Она же смеялась над ними в бессмысленности их и слепоте их. И в лапах их стала
она деревом, и оставила она тень свою, похожую на себя пред ними; и грязно они
осквернили [ее]. — И они осквернили печать ее голоса, и тем сделали себя
подлежащими осуждению от образованной ими формы и [своего] образа. [89.17-31] Тогда Духовная (ti-pneumatike) вошла [в] змею, Наставительницу; и она наставляла
[их], говоря, «Что он [сказал] вам? «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а
от [дерева] познания добра и зла не ешь?» [89.31-90.2] Плотская женщина (t-shime n-sarkike) сказала, «Не только «не ешь» сказал он, но
даже «не прикасайся к нему; ибо в тот день, когда вы вкусите от него, смертию вы
умрете». [90.2-5] И змея, Наставительница, сказала, «Смертию вы не умрете; ибо из ревности сказал
он вам это. Но откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».
И Наставительница была взята из змеи, и оставила она ее простым существом
земным. [90.6-12] И плотская женщина взяла с дерева и ела; и дала она мужу своему и себе самой; и
одушевленные (am-psychikos) ели. И недостаток их проявился в неведении их; и
узнали они, что наги от Духовного (a-pneumatikon), и взяли они смоковные листья
и укрепили на чреслах своих. [90.13-19] И пришел великий правитель, и сказал он, «Адам! Где ты?» — ибо не знал он, что
случилось. [90.19-21] И Адам сказал, «Голос твой я услышал, и убоялся, потому что я наг; и скрылся».
[90.21-23] Правитель сказал, «Почему ты скрылся, не потому ли, что ты съел от дерева, с
которого единственного Я приказывал не есть тебе? А ты съел!» [90.24-27] Адам сказал, «Женщина, которую ты мне дал, [она дала] мне, и я ел». И
высокомерный правитель проклял женщину. [90.27-30] Женщина сказала, «Это змея обольстила меня, и я ела». [Они обратились] ко змее и
прокляли ее тень, […] бессильны, не зная, [что] это была образованная ими
форма. С того дня, змея находится под проклятием властителей; до пришествия
Совершенного Человека (p-teleios n-rome) это проклятие легло на змею.
[90.30-91.3] Они обратились к своему Адаму, и взяли его, и изгнали его из сада вместе с женой
его; ибо не было у них благословения, поскольку они также под проклятием.
[91.3-7] И бросили они род человеческий в великое отвлечение и в труды, так чтобы их род
человеческий стал бы занят делами мирскими и не мог бы стать посвященным Духу
Святому. [91.7-11] И так, после этого, она (женщина) родила Каина, их сына; и Каин возделывал
землю. Вслед за тем, познал он жену свою; снова зачав, родила она Авеля; и Авель
был пастырь овец. Так Каин приносил дар от хлебов полевых, Авель же приносил
жертвы (от) ягнят своих. Бог призрел на исполненные по обету жертвы Авеля; но он
не принял исполненные по обету жертвы Каина. И плотский Каин преследовал Авеля,
брата своего. [91.11-21] И сказал Бог Каину, «Где Авель, брат твой?» [91.21-22] Он ответил, сказав, «Разве я сторож брату моему?» [91.23-24] Бог сказал Каину, «Слушай! Голос крови брата твоего вопиет ко мне! Ты согрешил
устами твоими. И вернется тебе; всякий кто убьет Каина, даст волю семи
возмездиям, и ты будешь существовать стеная и дрожа на земле». [91.24-30] И Адам [познал] свою двойницу Еву, и она зачала и родила [Сифа] Адаму. И сказала
она, «Я родила [другого] человека через Бога, вместо [Авеля]». [91.30-33] Снова Ева зачала и родила [Норею]. И сказала она, «Он породил во мне деву, как
помощь (nou-parthenos n-boetheia) [для] многих поколений человеческих». Она есть
дева, которую власти не осквернили. [91.34-92.3] И стали люди размножаться и совершенствоваться. [92.3-4] Правители имели совет между собой и сказали, «Cотворим потоп руками нашими и
истребим всю плоть, от человека до зверя». [92.4-8] Но когда правитель властей узнал их замысел, он сказал Ною, «Сделай себе ковчег
из дерева, которое не гниет и скройся в нем — ты и дети твои, и звери, и птицы
небесные от малого до велика — и веди его на Гору Сир». [92.8-14] Орея пришла к нему, желая сесть на ковчег. И когда он не позволил ей, она подула
на ковчег и сожгла его. И снова сделал он ковчег, во второй раз. [92.14-18] Правители пошли, чтобы встретить ее, замышляя совратить ее. Их великий средь них
сказал ей, «Твоя мать Ева приходила к нам». [92.18-21] Но Норея обратилась к ним и сказала им, «Вы правители тьмы, прокляты вы. Не
знали вы матери моей; но то была ваша двойница, которую вы познали. Ибо не от
вас я; но Свыше пришла я». [92.21-26] Высокомерный правитель обратился в силе своей, [и] лик его стал подобен черному
[…]; дерзко сказал он ей, «Ты должна оказать нам услугу, как твоя мать Ева;
ибо Мне дан […]». [92.27-32] Но Норея обернулась, в силе […]; и возопила [она] гласом великим к Святому,
Богу Целостности, «Избавь меня от правителей неправедности и спаси меня от лап
их — сей же час!» [92.32-93.2] Ангел <Великий> снизошел с небес и сказал ей, «Зачем вопиешь ты к Богу? Зачем
обращаешься дерзко к Духу Святому?» [93.2-6] Норея сказала, «Кто ты?» [93.6] Правители неправедности отступили от нее. Он сказал, «Я Элелет,
Проницательность, Ангел Великий, который стоит в присутствии Духа Святого. Я был
послан, чтобы говорить с тобой и спасти тебя от рук беззаконных. И я научу тебя
о твоем корне». [93.7-13] -Что же до ангела, я не могу говорить о его силе: облик его подобен чистому
золоту, а одеяние его подобно снегу. Воистину, невыносимо для уст моих говорить
о силе его и его лике! [93.13-17] Элелет, Ангел Великий, говорил мне. «Это Я», сказал он, «есмь Понимание. Я есмь
один из четырех Светителей, которые стоят в присутствии великого Незримого Духа.
Думаешь ли ты, что эти правители имеют какую-либо власть над тобой? Ни один из
них не имеет силы против Корня Истины. Ибо благодаря ему (Корню), Он явился в
последние времена; и они будут царствовать над своими властителями. И властители
эти не могут осквернить тебя и Род тот. Ибо жилище ваше — в Нетленности, где
обитает Девственный Дух (p-pneuma m-parthenikon), который есть высший над
властителями хаоса и вселенной их». [93.18-32] Но я сказала, «Господи, научи меня о [силе] этих властителей — [как] возникли
они, и от какой сущности, [и] из какой материи, и кто сотворил их и силу их?»
[93.32-94.2] И великий ангел Элелет, Понимание, говорил мне: «Во эонах беспредельных обитает
Нетленность. София, называемая Пистис, пожелала сотворить нечто, отдельно от
супруга ее; и созданное ею стало образами небесными». [94.2-8] «Существует завеса между Явлениями Вышними и эонами внизу; и тень возникла под
завесой; и тень та стала материей; и тень та, отброшенная, отделилась. И то, что
она сотворила, стало созданием в материи, подобно выкидышу. И оно приняло свою
форму по образцу тени, и стало высокомерным зверем, подобным льву. Оно было
обоеполо (oy-hoyt-shime), как Я уже сказал, поскольку оно было из материи,
которую оно получило». [94.8-19] «Он отворил глаза и увидел огромное (количество) материи без предела; и стал он
высокомерен, сказав, «Это Я есмь бог, и нет другого кроме меня». [94.19-22] «Когда он сказал это, он погрешил против Целостности. И глас сошел свыше
(царства) власти, говорящий, «Ты ошибся, Самаэль» — то есть, «бог слепых».
[94.22-26] «И сказал он, «Если существовало что-либо до меня, да откроется мне!» И
немедленно София протянула перст свой, и внесла она Свет в материю; и она
направила его вниз, в области хаоса. И возвратилась она [к] свету своему; вновь
тьма […] материю». [94.26-34] «Правитель этот, будучи обоепол (n-hooyt-shime), создал для себя великий эон,
величие без предела. И подумал он о создании потомства для себя. И сотворил он
для себя семь потомков, обоеполых, как и их отец». [94.34-95.4] «И сказал он потомству своему, «Это Я есмь бог целостности». [95.4-5] «И Зоя, дочь Пистис Софии, возопила и сказала ему, «Ты ошибся, Сакла!» — по
другому, Иалтабаоф. Она вдохнула в его лицо, и ее дыхание стало для нее ангелом
огненным; и ангел тот связал Иалдабаофа и бросил его в тартар ниже бездны».
[95.5-13] «И когда потомок его, Саваоф, увидел силу того ангела, раскаялся он и осудил
отца своего и матерь свою материю». [95.13-17] «Он возненавидел ее, и воспел хвалебные песни Софии и дочери ее Зое. И София с
Зоей подняли его и назначили его над седьмым небом, под завесой между Вышним и
нижним. И он зовется «богом сил, Саваофом», поскольку он — над силами хаоса, ибо
София назначила его». [95.17-25] «Итак, когда случилось это, он сотворил себе огромную четырехликую колесницу из
херувимов, и ангелов бесчисленных, как служителей, и также арфы и лиры».
[95.26-31] «И София взяла дочь свою Зою и посадила направо от него, чтобы учить его вещам,
существующим на восьмом (небе). А ангела гнева она поместила налево от него.
[От] того дня [его правое] зовется Зоей, а левое стало образцом неправедности
царства вышней власти. Это было до твоего времени, когда они возникли».
[95.31-96.3] «Итак, когда Иалдабаоф увидел его существующим в этой великой славе и на этой
высоте, он позавидовал ему, и зависть стала обоеполым созданием (nou-ergon efo
n-hooyt-shime), и это было первоначалом зависти. И зависть породила смерть; и
смерть породила потомков его и дала каждому из них управление над его небом; и
все небеса хаоса стали полны множествами их». [96.3-11] «Но так было по воле Отца Целостности, чтобы все это возникло — по образцу всех
Явлений Вышних — так, чтобы число хаоса могло быть завершено». [96.11-15] «Вот, Я научил тебя об образце правителей; и материи, в которой они были
порождены; и отце их; и вселенной их». [96.15-17] Но сказала я, «Господи, и я также принадлежу их материи?» [96.17-19] -«Ты и потомство твое принадлежите Отцу, который существует от начала; это
Свыше, от Света Негибнущего пришли души их. По этой причине властители не могут
приблизиться к ним, поскольку Дух Истины присутствует в них. И все, кто пришел к
знанию сего, существуют бессмертно среди умирающего человечества. Но Семя то
(pe-sperma) не станет проявленным ныне». [96.19-28] «Но, через три поколения станет оно проявленным. Оно (Он) извергнет от них оковы
ошибки властителей». [96.28-31] Тогда сказала я, «Господи, как долго еще?» [96.31-32] Он сказал мне, «Пока Истинный Человек не проявится в образованной форме
[…Духа] Истины, которого послал Отец». [96.32-97.1] «Тогда тот научит их обо всем. И он помажет их помазанием Жизни Вечной, которое
дано ему от Рода Неподвластного». [97.1-5] «Тогда мысль слепая будет извергнута от них. И смерть, которая от властителей,
будет попрана ими. И взойдут они ко Свету, который не имеет пределов, где это
Семя (pe-ei-sperma) существует». [97.5-9] «Тогда властители оставят времена свои. И ангелы их будут рыдать над разрушением
их. И демоны их будут оплакивать их смерть». [97.10-13] «Тогда все дети Света узнают Истину, и Корень их в Истине, и Отца Целостности, и
Духа Святого. Они все скажут в один голос, «Истина Отца справедлива, и Сын — над
Целостностью». И от каждого во веки веков, «Свят-свят-свят! Аминь!» [97.13-21] Сущность Правителей [97.22-23]