Друзья, в сегодняшней новости Ватикана хотелось бы выделить четыре важных момента.
Во-первых, Папа римский Франциск обратил внимание на необходимость живой веры, отказаться от статичности и одной только обрядовости. На примере Девы Марии он показал, что вера должна строиться на движении вперёд, на милосердии и на пророчестве. Последние месяцы он говорит об этом всё более настойчиво и решительно.
Во-вторых, он снова сделал акцент на том же, на чём совсем недавно сделал его и наш Патриарх – на том, что Бог низлагает логику мира сего, возвышая смиренных и низлагая гордых. Фактически, Папа как будто подтверждает существование некоего камертона, говорит в унисон своим братьям по вере, и в подтверждение тому, что произносит и наш духовный лидер, показывая тем самым, что между ними не только нет противоречий, но и существует взаимопонимание, взаимоподдержка. Об этом свидетельствует предельная временная близость произносимого лидерами, что мы наблюдали уже неоднократно. Если это действительно так, то это уже победа и немалая, поскольку говорит о том, что как минимум они согласны в главном и, наблюдая друг за другом, предпочитают находить общее, а не то, что могло бы разделять. Намечается победа духа над суетной человеческой жадностью собственничества, которая в духовной сфере так же сильна, как и в миру, когда люди якобы не хотят терять своей «идентичности» и своих «особенностей», в действительности просто живя по принципу «разделяй и властвуй».
Цитирую сегодняшние слова Папы: «Вся жизнь Пресвятой Богородицы – это пророчество о деянии Бога в истории, о Его милосердии, переворачивающем логику мира сего, возвышающем смиренных и низлагающем гордых.» Сравните со словами из недавней речи Патриарха Кирилла: «И если будет таким смиренным отношение к собственной личности, к собственным успехам… то, несомненно, милость Божия и помощь Его будут с нами. Ибо, как сказано, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5)» (Слово после освящения храма Святой Троицы, 13 сентября 2021).В-третьих, он пояснил, что вера – это «не сахар, а Иисус — предмет для противоречий». И такими же должны оставаться все в него верующие. Цитирую: ««Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк 2,34). Веру нельзя сводить к сахару, подслащающему жизнь, отметил Папа. Иисус – «предмет пререканий», знак противоречия. Принять Его означает согласиться на то, чтобы Он открыл наши собственные противоречия, наших идолов и внушения лукавого; чтобы Он стал нашим воскресением».
В четвертых, и это тоже обнадеживает, в сообщении сделан явный акцент на том, что, цитирую: «Среди иерархов, сослуживших Папе Франциску в Шаштине, был также вспомогательный епископ российской католической архиепархии Божьей Матери монсеньор Николай Дубинин».Надо понимать акцент на том, что среди тех, кто проводил службу, был и россиянин, сделан отнюдь не случайно, ведь католических епископов по всем миру сотни, и Папе во время поездок всегда служат те, кто принадлежит к разным странам.
Надо полагать, и в этот раз было точно так же. Однако именно российский епископ был выделен особо. Не иначе, как добрый знак нашим о готовности к дружбе и взаимопониманию, о выделении их особой роли в надвигающемся на всех будущем. И одновременно сигнал о том, что сближение неизбежно, но выполнение всеми условий истинной веры на примере истинной веры Девы Марии – это минимальный необходимый уровень. Лично я пока вижу это так. Что думаете вы, друзья, на этот счёт?